"Люди без истории": истоки глобализации можно найти в глубоком прошлом

В своей книге «Компания незнакомцев» экономист Пол Сибрайт приглашает читателей помедитировать на его рубашку. Все в ней - от пуговиц и ткани до вложенного труда, производства и распределения - появилось как результат доверия множества удаленных друг от друга людей. Как и все, что окружает нас сегодня, рубашка является продуктом «все более глобального общества».

Грань между прошлым и настоящим

Некоторые из тех, кто работает в области исследования глубокого прошлого человека, оспаривают идею, что подобные обмены происходили и раньше. Проблемы возникают, когда парадигма глобализации используется для того, чтобы провести грань между динамичной современностью и статичным прошлым. Это создает дилемму. Утверждение о том, что «глобализация» не имеет отношения к прошлому, подтверждает предубеждение современной исключительности. Но некритическое принятие парадигмы нарушает обязанность не разорять прошлое в поисках семян настоящего.

Как археологи находят выход из этой дилеммы? Ответы можно найти в широкомасштабных тематических исследованиях, собранных в книге «Глобализация в доисторическом периоде». Сосредоточив внимание на археологии Старого Света, от поздних обществ охотников-собирателей до колониальной эпохи, здесь рассматривается вопрос о том, полезно ли говорить о глобализации в доисторические времена, и затрагивается проблема «людей без истории».

Люди без истории

В формулировке Эрика Вольфа, это крестьяне, степные кочевники, лидеры караванов, моряки и т. д., чей потенциальный вклад в изменения человечества раньше игнорировался. Рассмотрение их как активных действующих лиц истории бросает вызов основному предположению, что процессам глобализации для процветания нужны государства или империи.

Нетрудно найти подтверждение действенности таких процессов в древности - например, в Ассирии или Риме. Но выделять только эти примеры - значит затягивать концептуальные гайки, которые относят глобализацию к субъектам государственного уровня.

Археология хорошо демонстрирует то, как ничем не примечательные люди вносили существенный вклад в раннюю глобализацию. Остатки прошлого, включая как материальные вещи (обсидиановые отщепы), так и нематериальные (технологии производства), имеют следы удаленного происхождения.

Глобальный обмен

Кроме того, существуют косвенные доказательства систем обмена. Например, некоторые специи не могли бы попасть на прибрежные рынки без участия лесных жителей. Авторы книги постоянно сопротивляются искушению выдвинуть на первый план индивидуальную инициативу. Вместо этого они понимают изменения, как результат системы в целом, который зависит как от кочевников, верблюдов и моряков, так и от королей, торговцев и венчурных капиталистов.

Немногие человеческие процессы доколумбовой эпохи можно понимать как «глобальные». Но, как отмечает один из авторов, ни одна сеть обмена, даже сегодня, не является по-настоящему глобальной. Кто-то где-то всегда не учтен. Региональные процессы считаются случаями глобализации, если они обладают определенными функциями, такими как «сжатие пространства-времени» и «стандартизация».

Существовали ли общества без глобализации?

В некоторых статьях книги убедительно показано, что мы не должны ограничивать наше понимание процессов глобализации сельскохозяйственными обществами. Это интересно, даже если уделяется мало внимания эпохе палеолита.

Если концепция глобализации является перспективной, то, конечно, должна быть возможность найти человеческое общество, в котором ее не было. Большинство авторов книги пишут о том, что они обнаружили глобализацию в своих сообществах. Но не является ли это явление универсальным?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы думаете по поводу того, что признаки глобализации обнаружены в далеком прошлом?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.