Генетики выяснили: древнейшие земледельцы доисторической Анатолии были потомками местных охотников

Международная группа исследователей, проанализировав геномы восьми доисторических людей, пришла к выводу, что первые земледельцы и скотоводы Анатолии – одного древнейших сельскохозяйственных регионов – являлись прямыми потомками живших здесь охотников-собирателей. Это заключение подтверждается и археологическими данными, которые свидетельствуют, что скотоводство и земледелие было воспринято местными жителями, а не принесено извне в ходе какой-либо массовой миграции.

Вместе с тем результаты исследования хотя и указывают на факт длительного сохранения генофонда анатолийских жителей на протяжении нескольких тысяч лет, но также обнаруживают следы некоторого влияния на него со стороны древнего населения других регионов.

Пути распространения сельского хозяйства

Земледелие и скотоводство впервые появились около 11 тысяч лет назад в регионе, называемом Плодородным полумесяцем. К нему относились современные Египет, Иордания, Израиль, Ливан, Сирия, Ирак, а также юго-восточная часть Турции и западный Иран. Из Плодородного полумесяца эта совершенно новая стратегия обеспечения человеческих сообществ распространялась на соседние территории, населенные в то время охотниками и собирателями.

Чуть позже середины IX тысячелетия до н. э. ранние сельскохозяйственные технологии уже использовались населением центральной Анатолии (территория современной Турции). Отсюда сельское хозяйство стало проникать в Европу, и, согласно данным генетических исследований, его продвижение было связано с миграцией анатолийцев. Эти носители земледельческо-скотоводческой культуры сильнейшим образом повлияли на генетику древнего европейского населения.

Что происходило в Анатолии

До последнего времени было неясно, как происходило становление сельского хозяйства в самой Анатолии. Может быть, новый уклад жизни пришел сюда из Плодородного полумесяца вместе с мигрирующими общинами первых фермеров?

Однако археологические свидетельства, например, особенности техники изготовления каменных орудий, не дают повода заподозрить появление в этом районе какой-либо пришлой культуры. Напротив, они демонстрируют преемственность местных культур – от охотников до скотоводов и земледельцев. Для прояснения картины ученым не хватало информации о генетике местных жителей.

ДНК рассказывает

Работами по восстановлению генетической истории анатолийцев руководил доктор Йоханнес Краузе из Института изучения истории человечества им. Макса Планка. Это учреждение является мировым лидером исследований по данной тематике.

Международный коллектив ученых провел полногеномный анализ ДНК, извлеченной из останков восьми человек. Сравнивались геномы одного охотника-анатолийца возрастом приблизительно 15 тысяч лет, пяти земледельцев, живших здесь же около 10 тысяч лет назад, и двух доисторических фермеров из Леванта (Плодородный полумесяц), датируемых временем около 9,7 тысяч лет назад. К сравнению также привлекли полученные ранее данные по 587 геномам, относящимся к древности, и 254 – к популяциям, существующим в настоящее время.

Анализ выявил генетическое сходство до 90% между охотником из Анатолии и древнейшими местными земледельцами. Это означает как минимум 5 тысяч лет генетической стабильности населения данного региона, поддерживавшейся невзирая на климатические сдвиги и смену типа хозяйствования. Следовательно, раннее сельское хозяйство было перенято местным населением у жителей Плодородного полумесяца, а не внедрялось мигрирующими группами пришлых фермеров.

Взаимодействие с соседями

При анализе ученые обнаружили у древних анатолийцев также признаки заимствования генетического материала (примерно 10%) от жителей соседних регионов – Западного Ирана (Загрос) и Северного Кавказа. Значит, контакты с этими областями были достаточно активными.

Прояснилась также и более поздняя генетическая история населения Анатолии. Приблизительно от 8 до 9 тысяч лет назад оно получило все-таки около 20% левантийских признаков в геноме. Возможно, в это время миграции стали более активными, и не исключено, что они были связаны, в частности, с пиковым похолоданием и засухами конца VII тысячелетия до н. э. Дальнейшие исследования должны способствовать более полному и подробному освещению этого важнейшего этапа в истории человечества.

Что вы думаете о перспективах исторической генетики?