Кембрийский взрыв: в Китае найдены окаменелости более 50 существ, ранее неизвестных науке

На днях в одном из самых авторитетных научно-популярных журналов мира Science появилась информация о необычной находке, сделанной китайскими учеными. На реке Даньшуй в провинции Хубэй палеонтологи Поднебесной обнаружили настоящий «клад» из на удивление хорошо сохранившихся сотен окаменелостей кембрийского периода. Оползень, случившийся в этом месте около 518 млн лет назад, законсервировал ранние формы червей, медуз, губок, водорослей и пр.

Кембрийский взрыв

Около 500 млн лет назад произошло, пожалуй, самое яркое событие палеонтологической жизни Земли - большой кембрийский взрыв. В этот период за относительно малый промежуток времени всего в несколько десятков миллионов лет на планете резко увеличилось количество живых существ. Также во время этого эволюционного взрыва, казалось бы, из ниоткуда, на Земле появились хордовые, иглокожие, членистоногие, а также моллюски. То есть на планете начали свое существование практически все формы, предшествовавшие современным представителям фауны и самому человеку. В представлении ученых большой взрыв жизни разделил шкалу истории Земли на два основных периода — криптозой (время явной жизни) и докембрий (время скрытой жизни).

Лагерштетты

Кембрийский период, в начале которого и произошло это знаменательное событие, примечателен еще и тем, что в это время на Земле начали возникать так называемые лагерштетты — особый вид захоронений окаменелостей, в которых можно разглядеть не только скелеты и панцири, но даже и отпечатки мягких тканей живых существ.

Ценность находки

Именно такой вид захоронения и обнаружили несколько лет назад китайские палеонтологи. Активно исследуемая в настоящий момент учеными местность находится на месте бывшего города Цинцзян и, соответственно, получила то же название.

Как и в других лагерштеттах, в найденных китайцами кембрийских сланцах сохранились, в том числе, и отпечатки мягкотелых доисторических существ. Кроме того, древний оползень засыпал когда-то около 50 древних форм жизни, ранее неизвестных науке. К примеру, палеонтологи нашли в Цинцзяне отпечатки странного представителя фауны, получившего название Daihua sanqiong. Это существо, обитавшее когда-то в доисторическом океане, внешне было похоже на цветок. Когда-то давно этот подводный житель с волосоподобными выступами на щупальцах, скорее всего, закреплялся на самом дне и фильтровал через себя воду, добывая таким образом питательные вещества.

По мнению китайских палеонтологов, сделанная ими находка позволит значительно расширить знания современного человечества о раннем кембрийском периоде и, в конечном итоге, приблизиться к разгадке произошедшего в те далекие времена большого взрыва жизни.

Как было сделано открытие

В 2007 г. команда китайских палеонтологов исследовала камни в южном Китае на предмет обнаружения ископаемых материалов. Проводили свои изыскания ученые летом, когда в округе стояла сильная жара. Чтобы освежиться, члены команды решили пойти к протекавшей неподалеку реке. Тут-то их и поджидала неожиданная уникальная находка.

Перемещаясь по берегу реки, ученые вдруг увидели сланец, имеющий многообещающую для проводимых ими исследований структуру. Только начав раскопки в найденном ими перспективном месте, палеонтологи сразу же, почти на поверхности, обнаружили очень необычную и ценную для науки окаменелость Leanchoilia — существо, похожее на современную креветку.

Прошло несколько лет, и китайские ученые начали проводить в обнаруженном ими районе масштабные раскопки. На настоящий момент в районе Цинцзян специалисты Поднебесной провели уже четыре полевых сезона.

Доисторическая жизнь в районе Даньшуй

До случившегося оползня, миллионы лет назад, на месте сегодняшних палеонтологических раскопок плескался доисторический океан. Под толщей воды, по самому дну, мимо примитивных морских анемонов, проносились стремительные трилобиты, опираясь на толстые клешни. В зарослях водорослей медленно двигались на своих коротеньких ножках червеобразные лобоподии. Иногда из ила на дне высовывало голову и вовсе какое-то странное существо и сразу же ретировалось обратно в свою подземную нору.

Над анемонами и трилобитами, ближе к поверхности, в океане дрейфовали медузы со сверкающими всеми цветами радуги гребешками по бокам. Время от времени эту идиллическую морскую картинку, развернувшуюся на фоне эффектных растений и ярких огромных губок, нарушали взявшиеся из ниоткуда хищные Anomalocaris с креветкообразными ротовым челюстями.

Примерно так, по мнению ученых, когда-то выглядела подводная жизнь в районе Цинцзян. Океан во время кембрийского взрыва в этом месте был очень красив, и жизнь в нем буквально бурлила.

Сюрприз для палеонтологов

Одной из самых интересных находок палеонтологов в районе Даньшуй стали именно отпечатки мягкотелых древних существ. Эти доисторические представители фауны, несмотря на то, что кембрийские виды жизни изучены на настоящий момент достаточно хорошо, до сих пор являются предметом споров между учеными. Палеонтологи не могут точно определить, какое место такие существа должны занимать в эволюционном дереве.

Для того, чтобы сделать конкретные выводы, ученым был необходим самый четкий отпечаток гребешков подобных представителей доисторической фауны. И благодаря обнаруженным китайскими палеонтологами кембрийским сланцам, научный мир такой материал, наконец, получил. Таким образом, найденные в Китае окаменелости, возможно, помогут специалистам решить, в том числе, и очень важную для понимания эволюционных процессов жизни на Земле проблему мягкотелых существ.

Хотя команда китайских ученых на настоящий момент только лишь «поцарапала» землю на обнаруженном кембрийском участке, сделанные здесь находки окаменелостей уже сейчас позволяют внести коррективы в существовавшую ранее схему эволюционных связей живших когда-то на Земле доисторических существ. При этом работы и материала в районе реки Даньшуй у палеонтологов осталось еще непочатый край. Научный мир ждет от китайских исследователей множество новых открытий, а большинство специалистов называет Цинцзян огромным сюрпризом для палеонтологов.

Необходимость в охране Цинцзян

По мнению ученых, научную значимость обнаруженного участка сложно переоценить. Многие палеонтологи уже сейчас называют Цинцзян самым хорошо сохранившимся на планете районом сланцев времени большого взрыва жизни. Отпечатки древних существ в этом месте настолько четкие, что ученые имеют возможность рассмотреть даже мельчайшие детали их внутренних органов. Выделяется Цинцзян на фоне многих других подобных участков, как уже упоминалось, еще и очень большим разнообразием видов обнаруженных здесь окаменелостей.

Переговоры с правительством

Поскольку для науки Цинцзян имеет просто колоссальное значение, многие ученые уже сейчас начали предпринимать шаги, направленные на обеспечение его защиты со стороны государства. На данный момент на этот счет в Китае ведутся активные переговоры с правительством. Ученые надеются, что руководство Поднебесной будет всячески содействовать сохранности обнаруженного на юге страны уникального места. Тем более, что подобные прецеденты в Поднебесной уже имеются. К примеру, найденный ранее на территории этой страны похожий кембрийский участок на данный момент находится под строгой охраной государства, и, помимо этого, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

А каким вы представляется себе доисторический океан?