Трудные подростки в истории России: способы, которыми их перевоспитывали

В 19-м столетии малолетние нарушители закона содержались в одних камерах со взрослыми преступниками. Судьбам трудных подростков практически не придавали значения. Новаторы старались привлечь внимание властей к этой проблеме. Благодаря их усилиям, многим малолетним преступникам удалось начать нормальную жизнь.

Уголовная ответственность детей и подростков в Российской империи

В Воинском Артикуле Петра I впервые был указан возраст, с которого человека могли отдать под суд за криминальные действия. В документе, составленном в эпоху правления Екатерины II, говорилось о том, что наказания назначались лицам от 10 лет и старше. При этом до 60-х годов девятнадцатого века дети находились в исправительных учреждениях вместе со взрослыми.

По указу Александра II для данной категории правонарушителей предусматривалось отдельное содержание. Стали создаваться организации, основным принципом которых было не наказание воспитанников, а их привлечение к полезной деятельности. Детей и подростков учили ремеслам и сельскохозяйственным работам.

Необходимость исправления

Русский философ В. Соловьев в своих книгах подчеркивал необходимость перехода от господства природы к царству духовности. И важной ступенью этого пути для любого общества является этическая составляющая. Крепкая нравственная основа предполагает использование не карательных, а исправительных методов по отношению к лицам, совершившим криминальные действия. Воспитанникам приютов для малолетних преступников требуется опека. Ответственность за трудных подростков должны взять на себя высокопоставленные граждане. К счастью, среди современников ученого нашлось много его последователей. Они были готовы воплощать идеи философа в жизнь. Основной задачей приютов являлось отделение детей от криминальной среды. Несовершеннолетние и взрослые преступники находились в разных заведениях. Несмотря на отсутствие законодательной базы, новаторы старались решить вопрос о создании исправительных учреждений в частном порядке.

Как появился "Рукавишниковский" приют?

В 1864 году директором женского тюремного комитета А. Н. Стрекаловой была организована школа для несовершеннолетних нарушителей закона. Учреждение находилось в Москве. В заведение принимали лиц от 14 и старше, которые находились под следствием, попрошайничали, оставались без надзора после судебного процесса. Александре Николаевне оказывал помощь общественный деятель, ученый и юрист М.А. Капустин. Он руководил организацией до тех пор, пока не уехал в Ярославль по распределению. Свои обязанности директор заведения передал Николаю Рукавишникову. Этот молодой человек, недавно окончивший физико-математический факультет Московского университета, присутствовал на лекции, которую читал Капустин. Слова общественного деятеля произвели на него сильное впечатление. Рукавишников захотел возглавить приют. Молодой человек, согласившийся на эту работу, пошел против воли отца, который мечтал, чтобы сын стал промышленником.

Уклад жизни воспитанников

Николай Рукавишников уделял много внимания своим подопечным. Он организовал режим дня детей, их деятельность, занятия и свободное время. Воспитанников обучали общеобразовательным предметам: географии, русскому языку, арифметике, истории, рисованию и черчению. Рукавишников придавал большое значение духовному развитию. Детям преподавали закон Божий, проводили беседы на религиозные темы. В приюте соблюдались посты, существовал хор певчих. Воспитанников обучали ремеслам, для этого в заведение были приглашены опытные мастера. Изделия, изготовленные подростками, продавались, доход переводили в личные сбережения подопечных.

С детьми обращались мягко, не допускали грубости по отношению к ним. В свободное время подопечных водили в музеи, театры, на экскурсии. Допускались краткосрочные поездки к родным. Некоторые воспитанники гостили на даче у Рукавишникова. По большим праздникам Николай Васильевич приглашал детей домой, знакомил со своей семьей.

За физическим состоянием подростков тоже внимательно следили. В заведении постоянно дежурил доктор. Если у кого-то из детей обнаруживали серьезный недуг, его отправляли в городскую больницу. Учителя и товарищи регулярно навещали пациента. Николай Васильевич переживал за каждого подопечного, участвовал в судьбе всех подростков и относился к ним как к родным сыновьям. Недаром в 1873 году по ходатайству общественности Александр II присвоил приюту название «рукавишниковский».

Дальнейшая история заведения

После смерти Николая Васильевича его братья, Константин и Иван, решили сделать все возможное для того, чтобы учреждение не пришло в упадок.

Они пожертвовали деньги на приобретение собственного дома для приюта. При заведении была организована церковь. Воспитанников учили играть на духовых инструментах, подростки выступали в городском парке.

После выпуска судьбе каждого ученика уделяли внимание, ему назначали наставника, помогали найти работу.

Принципы "рукавишниковского" приюта активно использовались во многих исправительных заведениях разных городов России.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какие заведения для трудных подростков в современной России знаете вы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.