Строения на территории московского Кремля, сооруженные русскими зодчими

Любителям истории известно, что для строительства на Русь нередко приглашали архитекторов-иностранцев. Любили прибегать к помощи иноземцев многие русские цари и великие князья. К примеру, Иван Третий, начавший в XV столетии глобальную реконструкцию, был большим поклонником иностранных специалистов. Приглашал на Русь он и архитекторов, в том числе и для строительных работ в Кремле. Государь желал придать ансамблю зданий величественность, способную впечатлить не только подданных, но и послов других государств.

По этой причине история кремлевских зданий зачастую воспринимается как перечень итальянских и немецких фамилий. Однако далеко не каждый зодчий, работавший над застройкой территории внутри кремлевских стен, был иностранцем. Все же Кремль - это олицетворение русских земель, их символ. Соответственно, в его возведении участвовали и свои, "родные", архитекторы.

Дворец Сената

Как это ни парадоксально, но самая "европейская" внешне постройка в Кремле возведена российским архитектором. Автором проекта, по которому выстроили это здание, был Матвей Казаков. Именно его чертежи одобрила Екатерина Великая. Случилось это в 1776 году, а само здание построили к 1787-му.

Императрица посчитала, что московскому Кремлю недостает дворца, в котором смогли бы трудиться сенаторы. Именно поэтому в кремлевском ансамбле появилось элегантное классическое строение, чей купол виден со всех сторон и фактически является символом страны.

Кремлевский Дворец съездов

Когда речь заходит о русских архитекторах, чьи фамилии вошли в перечень зодчих, строивших кремлевские здания, многие вспоминают Михаила Посохина. Этот человек возглавлял архитектурное бюро, работавшее над проектом постройки Государственного Кремлевского дворца.

Хотя, без сомнения, здание, возведенное к 1961 году, и нельзя считать русским, оно является советским, но все же без него Кремль уже сложно себе представить. Инициатором возведения Дворца стал Никита Хрущев, посчитавший, что кремлевскому ансамблю не хватает общественного здания, в котором можно было бы проводить различные торжества и, конечно же, партийные съезды.

Само строение уникально. Перед архитекторами стояла непростая задача - возвести здание, которое бы вмещало большое число людей, на ограниченной территории. Разумеется, первая мысль, приходящая на ум, - выстроить небоскреб. Но зодчие были ограничены не только земельным участком, но и максимально возможной высотой. Поэтому было принято единственно возможное решение - "углубить строение", то есть разместить часть помещений под землей. Для 60-х годов прошлого века это было новаторством.

Благовещенский собор, церковь Двенадцати апостолов, Терем и Патриаршие палаты

Благовещенский собор, без сомнения, самое привлекательное для туристов здание в кремлевском ансамбле. Строили его в течение пяти лет, с 1484 по 1489 годы, а руководили возведением зодчие из городов Пскова, Мышкина и Кривцов. Белокаменное здание выросло вовсе не на свободном месте.

Ради его возведения была разобрана древняя деревянная церковь, в зале которой находилась уникальная роспись. Над фресками трудились Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца. Первоначально собор был трехглавым. Свой нынешний вид он приобрел в 1547 году, после инициированной Иоанном IV реконструкции.

Терем строился в тесном сотрудничестве сразу четырьмя архитекторами:

  • Антипом Константиновым;
  • Ларионом Ушаковым;
  • Баженом Огурцовым;
  • Трефилом Шарутиным.

Стройка была разбита на месте деревянных княжеских палат и длилась всего лишь год. К работам приступили в 1635 году, а завершили их в 1636-м. Сегодня эта древняя постройка не пустует. В тереме находится одна из резиденций президента России.

Церковь Двенадцати апостолов и Патриаршие палаты составляют единое целое, то есть это самостоятельный архитектурный ансамбль внутри кремлевского. Над проектом трудились зодчие Антип Константинов и Бажен Огурцов.

Инициатором же появления этих зданий был патриарх Никон. Началось строительство в 1635 году, а завершилось в 1656-м.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы думаете, для чего приглашали на Русь архитекторов-иностранцев, если были и свои зодчие?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.