Тиунэ Сугихара: японец, спасший более 6000 жизней

Благодаря фильму "Список Шиндлера" Стивена Спилберга, весь мир знает о существовании немецкого бизнесмена, который во время Второй мировой войны спас из концлагерей сотни евреев. Однако он был не единственным, кто сотворил подобный подвиг. Например, повторил подвиг Шиндлера японский дипломат Тиунэ Сугихара, который в 1940 году трудился в литовском консульстве. О его судьбе мы расскажем в этой статье.

Евреи в Каунасе

В 1940 году Сугихара работал на должности вице-консула, представляя интересы Японии в Каунасе. Именно этот город в то время был литовской столицей. С начала Второй мировой войны количество евреев в городе выросло на несколько тысяч человек. Они бежали из Польши, которая уже находилась под контролем нацистов.

Местные жители с ужасом слушали истории беженцев, которые рассказывали, что им пришлось пережить.

После того как в начале лета 1940 года Литва была включена в состав Советского Союза, еврейское население города фактически оказалось в ловушке. Они не смогли покинуть страну, даже когда немцы вплотную подошли к границам СССР.

Литовское консульство

Опытный дипломат Сугихара хорошо понимал, в каком положении они оказались. Он решил найти способ, чтобы помочь людям. Пересечь границу они могли только в том случае, если имели на руках визу. Многие предпочитали ехать на восток, откуда направиться в Гвиану или на Кюрасао. Но для этого им была необходима транзитная виза через страны Восточной Азии.

Сугихара взял ответственность на себя, начав выдавать евреям транзитные визы через Японию. Это позволяло им пересечь Советский Союз, а после отправиться через родину дипломата на Карибские острова.

Транзитная виза

Когда ситуация в Каунасе обострилась до предела, всем дипломатам, представлявшим иностранные государства, было приказано уехать.

Вместо этого Сугихара оформил отпуск на три недели, чтобы остаться в Вильнюсе как можно дольше. О своем плане он поведал японскому руководству в письме, которое направил в министерство иностранных дел.

Однако правительство категорически отказалось согласовывать выдачу виз еврейским беженцам, если они не смогут предоставить гарантий выезда с территории Японии в ближайшее время. Конечно, они никаких гарантий оформить не могли, что фактически исключало вероятность получения транзитной визы.

Сугихара трижды обращался к своему непосредственному руководству с просьбой о помощи, но каждый раз получал однозначный отказ. Когда стало очевидно, что он ничего не добьется, перед ним встал вопрос: что делать дальше. Действовать по совести или подчиниться требованиям начальства.

Следует подчеркнуть, что в японской культуре того времени строгая дисциплина, беспрекословное исполнение распоряжений старших по рангу было одной из основ общественного устройства. Поэтому решиться нарушить прямой приказ, было непросто.

На родине его действия могли быть расценены как злоупотребление, за что следовало суровое наказание.

Решение японца

Сотни евреев каждый день приходили к еврейскому консульству с просьбой о помощи. В итоге Сугихара решился пойти против руководства и начал выдавать визы. В этом ему помогла его супруга Юкико.

Только за август 1940 году они оформляли около 300 виз каждый день. Обычно для обработки такого количества документов требовался месяц. Сугихара работал фактически круглосуточно, делая перерывы только на сон и еду. Он решил, что поможет максимальному количеству семей.

1 сентября он был вынужден все-таки уехать из Литвы, направившись на поезде в Берлин. Уже сидя в купе, он все равно продолжал выдавать визы, выкидывая их толпе, ждавшей его на перроне, через окно.

В момент отправления поезда он отдал печать японского консула одному из евреев, чтобы тот подделал разрешения на выезд для семей, которые остались на вокзале.

Неизвестно, сколько всего семей удалось спасти Сугихаре. Историки считают, что он выдал около 6000 транзитных виз. При этом стоит учитывать, что документы оформлялись на семью, так что количество человек, жизнь которых была сохранена, значительно выше.

Вскоре после нападения на СССР немцы оккупировали территорию Литвы. Евреи, которые остались в Каунасе, были массово депортированы в концлагеря. Многие из них погибли в газовых камерах.

После войны

Сугихара и его супруга после окончания Второй мировой войны были арестованы на территории Румынии, когда туда вошли советские войска. В 1947 году им разрешили выехать в Японию. Но на родине дипломата ждало лишение звания, должности и работы. Он был вынужден существовать, перебиваясь случайными заработками. Это сильно отличалось от образа жизни высокопоставленного чиновника, который он вел до войны. При этом японец никогда не жалел о решении, которое принял, когда стал помогать литовским евреям.

Он не знал, что все это время его разыскивают польские военные историки и бывшие еврейские беженцы, один из которых стал министром по делам религий в Израиле. И они нашли Сугихару. В 1969-м он получил пожизненную израильскую визу, а в 1985-м государство Израиль наградило бывшего японского консула званием "Праведника народов мира".

Сугихара скончался через два года после этого, в возрасте 86 лет, и соседи скромного старика были невероятно удивлены, когда на его похороны прибыл израильский посол в Японии.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как, по вашему мнению, должны были отнестись к поступку Сугихары у него на родине?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.