Желание скрыть возраст или государственная необходимость: правда о «клоунском» гриме Елизаветы Первой

Как королева Елизавета I выглядела на самом деле? Портреты дают нам некоторое представление о ее внешнем виде, но только по ним нелегко представить, какой она была в действительности. В то время как бледнолицая женщина с золотисто-рыжими волосами является общей деталью для всех из них, создается впечатление, что каждый художник передал на портрете свое индивидуальное видение. Современные описания ее внешности также не помогают прояснить этот вопрос, поскольку они еще более разнообразны, чем сохранившиеся визуальные образы.

Портрет королевы

Мы можем быть почти полностью уверены, что ее волосы были золотисто-рыжими, глаза темно-карими, нос изогнут, губы довольно тонкие, а скулы ярко выражены. Ее волосы также, вероятно, были кудрявыми или, по крайней мере, волнистыми. Возможно, на ее бледной коже и были веснушки, но, как и все дамы елизаветинской эпохи, она старалась избегать попадания солнца на лицо, а макияж, который она носила большую часть своей монархической жизни, защищал ее нежную кожу от загара. Белая кожа была модной во времена Тюдоров, так как именно она отличала богатых от бедных. Если у человека белая кожа, это говорит о том, что ему не нужно зарабатывать на жизнь. У Элизабет также были исключительно длинные пальцы, возможно, еще более поразительные из-за длинных ногтей.

Много написано о тщеславии королевы, но, по всей вероятности, степень его преувеличена. Время Тюдоров было экстравагантным периодом. Придворная жизнь была яркой, люди одевались, чтобы произвести впечатление. Как монарх, Елизавета была обязана одеваться лучше, чем все остальные.

По картинам художников можно наблюдать изменения, которые происходили с королевой по мере взросления. Юная леди постепенно превратилась в прекрасную женщину, а затем - во властную правительницу. Однако по достижении всего лишь 29-летнего возраста с королевой произошло несчастье, изменившее внешность Елизаветы кардинальным и неожиданным образом. Это уже не просто красивая и царственная молодая женщина. Ослепительно белое лицо и ярко-красные губы в сочетании с тяжелым взглядом делают образ пугающим и скорее принадлежащим клоуну-убийце, чем королеве.

Бич Средневековой Европы

Никакие богатства и титулы не сделают человека сильнее природы, и в 1562 году королеву поразила крайне опасная для того времени болезнь - оспа.

Оспа долгое время являлась настоящим бедствием для человечества. Не существовало ни лечения, ни профилактики этой болезни, ежегодно от нее умирали миллионы человек во всей Европе. Оспа проявлялась в общем недомогании, сильнейшей лихорадке, болях в голове и животе, рвоте и ряде других симптомов, но характерным признаком была обильная сыпь, которая быстро распространялась по всему телу и оставляла не проходящие рубцы на коже. Лихорадка оказывалась смертельной примерно для 30 % больных, остальные после выздоровления оставались изуродованными до конца жизни.

Человечеству удалось искоренить болезнь только в XX веке путем обязательной массовой вакцинации, теперь она считается побежденной.

Королевский недуг

Когда Елизавета слегла с лихорадкой, она не могла поверить, что заболела настолько серьезно. Она не верила словам доктора, который диагностировал оспу, называя его дураком и обвиняя в некомпетентности. Врач даже был изгнан от постели больной, однако после повторного осмотра и подтверждения диагноза королеве пришлось смириться.

Елизавете предвещали близкую смерть. Государственные министры всерьез озаботились вопросом престолонаследия, т. к. королева, как известно, не имела наследников, ближайшей преемницей считалась ее кузина Мария Стюарт, королева Шотландская, однако в силу религиозно-политических причин, ярая приверженка католицизма являлась нежелательной кандидатурой на протестантский английский престол.

К всеобщему облегчению, состояние королевы улучшилось через неделю после начала болезни, и она смогла вернуться к исполнению своих государственных обязанностей. Однако болезнь не прошла бесследно, оставив на прекрасной властительнице печать уродства.

Для королевы, которая всегда славилась своим величием, изяществом и красотой, изувеченная кожа была настоящим ударом. Однако, благодаря сильному характеру, Елизавета не стала отчаиваться и позаботилась о скорейшем восстановлении своей внешности.

Венецианский убийца

Первое, что она сделала - замаскировала рубцы под толстым слоем белого грима. Это была специальная краска, которая носила название "венецианские белила". Такая косметика была очень тяжелой и небезопасной, так как имела в составе крайне высокий процент содержания свинца.

Во времена правления королевы Елизаветы и задолго до них женщины стремились к идеально-белому лицу и часто покрывали белилами лицо, шею и декольте. Бледная кожа являлась отличительным признаком высокого класса, ведь она не была изнурена солнцем и ветром, а значит, человеку никогда не приходилось работать. Венецианские белила считались самыми качественными, поскольку содержали больше свинца, чем белила от других производителей. Такая косметика на самом деле была потенциальным убийцей, поскольку при длительном контакте с кожей вызывала тяжелую болезнь или даже смерть, но женщины были готовы пойти на такую жертву.

Помимо свинца, в состав белил входили также такие ингредиенты, как розовая вода, ртуть, мед и даже толченая яичная скорлупа. Макияж очень тяжело поддавался снятию, а после себя оставлял кровавые следы на коже и придавал ей нездоровый землисто-серый цвет, поэтому каждый раз возникала необходимость наносить его снова. Дамам казалось, что кожа после воздействия косметики становилась нежнее, но в действительности жгучий состав ее разъедал и сильно высушивал, провоцируя преждевременные морщины. Что хуже всего, ввиду утомительной процедуры очищения леди часто оставляли макияж на очень длительное время, например, на неделю.

Завершение образа

Ко всему прочему, Елизавета использовала для окраски губ ярко-красные пигменты, которые также содержали тяжелые металлы. Для придания выразительности глазам было модно окрашивать глазные яблоки сурьмой и применять для расширения зрачков капли, известные как "беладонна".

Брови выщипывались таким образом, чтобы оставалась лишь тонкая изогнутая линия, создающая видимость высокого лба - другого признака аристократии того времени. И наконец, на щеки наносились румяна на основе растительного или животного красителя, от которых они загорались естественным румянцем.

Тяготы публичной жизни

Элизабет прекрасно понимала важность своего появления на публике и прилагала все усилия, чтобы выглядеть так, как, по ее мнению, она представала в наиболее выгодном свете. Это делало ее не только привлекательной, но и царственной особой.

Она также настаивала на том, чтобы контролировать свои официальные портреты, поэтому недавняя выставка в Лондонском доме королевы в Гринвиче нашла способ развеять тщательно созданный образ Елизаветы.

Арт-инсталляция открывает "другое лицо" королевы, показывая ее кожу без макияжа. Это лицо женщины, которая выглядит уязвимой, поскольку существует в патриархальном мире, где она была в безопасности, только если могла удержать свою силу. Очень интересно видеть королеву без макияжа. Многие считают, что на уставшем лице Элизабет запечатлены следы многолетнего использования свинца, который, предположительно, и привел ее к смерти в возрасте 69 лет. Как известно, на пороге смерти королева потеряла большую часть своих прекрасных волос. По слухам, она также страдала от потери памяти, имела проблемы с пищеварением и была морально истощена - все это может указывать на отравление свинцом.

Доподлинно известно, что с возрастом королева наносила все больше и больше слоев макияжа, вынужденная бесконечно примерять на себя "маску молодости", которая с каждым разом усугубляла состояние стареющей и без того изможденной кожи.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Считаете ли вы, что красота требует жертв? Готовы ли вы отдать здоровье и даже жизнь за репутацию?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.