Как тонули корабли. В Испании воссоздают забытые страницы истории мореплавания

Коварные воды морей Северной и Южной Америки впервые попробовали вкус испанской древесины в 1492 году под Рождество, когда флагман Христофора Колумба разбился у берегов Гаити.

За следующие четыре столетия существования Испанской морской империи волны поглотили сотни кораблей и тысячи людей вместе со всем их золотом, изумрудами, оружием, специями и прочими грузами, находившимися на борту.

На днях три исследователя из Министерства культуры Испании завершили начальный этап проекта по каталогизации затонувших кораблей, с помощью которых создавалась и росла империя.

По следам затонувших кораблей

Возглавляемая археологом Карлосом Леоном команда зарегистрировала 681 кораблекрушение, площадь распространения которых охватывает Кубу, Панаму, Доминиканскую Республику, Гаити, Бермуды, Багамы и Атлантическое побережье США. Временные рамки исследования ограничены Рождеством, когда разбилась Санта-Мария, и днем гибели испанского эсминца "Плутон", который также ознаменовал конец испано-американской войны и закат имперского века Испании.

Проведя пять лет в архивах Севильи и Мадрида, Леон, его коллега-археолог Беатрис Доминго и военно-морской историк Дженовева Энрикес составили отчет, проливающий свет на прошлое испанского мореплавания.

"Мы преследовали две главные цели, - говорит Леон. - Одна из них заключалась в том, что мы должны были придумать инструмент, который может быть использован для обнаружения и защиты мест крушений – особенно в районах, где высока концентрация затонувших кораблей. Другая цель в том, чтобы восстановить немного забытой истории. Самые известные корабли уже исследованы, но также было огромное количество тех, о которых мы ничего не знаем. Мы не имеем понятия о том, как и насколько глубоко они утонули".

По его словам, собранная информация поможет команде изучить навигацию того времени.

Результаты исследования

Исследования команды вызовут трепет у историков и картографов, но вряд ли порадуют тех, кто питает романтические представления о дублонах, попугаях и веселых Роджерах.

Ученые обнаружили, что 91,2 % судов были потоплены суровой погодой – в основном тропическими штормами и ураганами – 4,3 % наскочили на рифы или имели другие навигационные проблемы, а 1,4 % были уничтожены во время военно-морских сражений с британскими, голландскими или американскими кораблями. Всего 0,8 % были потоплены в результате пиратских нападений.

Археологам удалось обнаружить остатки менее четверти из 681 судов.

Леон, Доминго и Энрикес были удивлены, столкнувшись с двенадцатью районами с особенно высокой концентрацией затонувших судов в Панаме, Доминиканской Республике и Флорида-Кис. Вместо ожидаемых двух-трех затонувших судов в бухте, они обнаружили целых 18.

"Некоторые из этих районов, например, Дамасский залив в Панаме, очень открыты, - говорит Леон. - С XVI до середины XVII века там проходили масштабные ежегодные торговые фестивали, которые привлекали огромное количество морских перевозок. Это не очень защищенная территория, поэтому, когда начинался шторм, корабли просто тонули".

Затерянный клад

Охотники за сокровищами, как правило, больше заинтересованы в кораблях, которых застигло несчастье на обратном пути из Америки, но Леон и его коллеги уверены, что суда, осуществляющие культурные связи между странами, также несут ценную информацию.

"Груз, который они перевозили, говорит о большом объеме торговли, - комментирует археолог. - Но дело не только в продуктах и торговле. Мы были удивлены, обнаружив много кораблей, нагруженных религиозными предметами – реликвиями, украшениями и даже камнями для строительства церквей."

Находки исследователей помогают объяснить, как Испания преуспела в обогащении на протяжении веков.

Наряду с огромным количеством ртути, отправленной в Новый Свет для добычи кормящих империю золота и серебра из шахт, были обнаружены суда, перевозившие одежду для рабов. На борту других находилось оружие для подавления местных восстаний.

Планы на будущее

Дальнейшие планы исследователей включают в себя перенос информации с бумаги в официальную базу данных, которой испанское правительство сможет поделиться со странами с кораблекрушениями, произошедшими в их водах. Леон надеется, что информация, собранная его командой, даст этим странам то, что им нужно для защиты своего морского наследия от недобросовестных охотников за сокровищами, которые слишком часто используют разрешения на утилизацию в качестве прикрытия для более выгодных исследований.

"Мы должны быть очень осторожны в деталях и позициях некоторых кораблей, - говорит он. - Но министерство работает со странами, ратифицировавшими Конвенцию ЮНЕСКО 2001 года по защите подводного культурного наследия, поэтому, скорее всего, эти страны не собираются использовать полученную информацию для совершения сделок с компаниями, занимающимися поиском сокровищ".

"Как бы то ни было, - добавляет он, - охотников за сокровищами вряд ли заинтересуют наши результаты. Да, эти компании потратили годы на то, чем мы занимаемся, но только если речь шла о больших кораблях с тяжелыми грузами. Честно говоря, не думаю, что мы им сильно поможем".

Три исследователя сейчас готовятся к еще одному глубокому погружению - в архивы и библиотеки. В конце концов, Испанская империя была просто огромной. "Нам еще предстоит многое сделать, - говорит Леон. - В следующем году я хотел бы поработать над Мексикой, Колумбией, Пуэрто-Рико и Коста-Рикой, чтобы закончить Карибский регион. После этого мы отправимся в Тихий океан".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы бы хотели оказаться в рискованном, но благородном мореплавании, совершаемом ради высокой цели и пережить незабываемое приключение?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.