«Штопор Дьявола»: необычные подземные образования, найденные на берегу Найобрэра

В середине XIX в. фермеры округа Сиу американского штата Небраска начали находить в окрестностях своих владений странные спиралеобразные образования из похожего на камень материала, торчащие из земли. Толщина этих структур была небольшой — в руку человека. Длина же их зачастую превышала рост взрослого мужчины.

Первые раскопки

Первым странные образования Сиу заинтересовали геолога д-ра Э. Х. Барбоура. Ученый решил обследовать необычную каменную спираль, обнаруженную неподалеку от реки Найобрэра в 1891 г. одним из фермеров.

Осмотрев странную структуру, Барбоур определил, что представляет она собой полую трубку, забитую песком. Стенки образования при этом были выстроены из какого-то волокнистого плотного белого материала. Как удалось выяснить геологу, спирали представляли собой окаменелости и явно имели очень древнее происхождение.

«Штопор Дьявола»

Длину спиралевидные образования имели значительную и при этом прочно и достаточно глубоко уходили в землю. Со стороны это было похоже на то, что кто-то вкрутил в грунт огромный штопор.

Вид у структур был очень необычным, и они внушали суеверный страх местным жителям. Фермеры называли необычные спирали «штопорами дьявола» и старались обходить их стороной.

Видели дурной знак местные владельцы ранчо и в проводимых Барбоуром раскопках. Сам же геолог поначалу не мог даже предположить, что представляли собой спирали и откуда они взялись на берегу Найобрэра. В любом случае Барбоур не стал придумывать ничего нового и дал необычным образования латинское название Daemonelix, что в переводе и означает «штопор дьявола».

Первая версия происхождения

Впервые предположение о том, что представляют собой спиралевидные образования, Барбоур высказал примерно через год после проведенных им раскопок на местности. Исследователь выдвинул гипотезу, что это ни что иное, как окаменелости каких-то водных растений, росших когда-то в доисторическом огромном пресноводном озере, которых в этом районе когда-то было очень много.

Полузасушливая степь

Версия Барбоура выглядела вполне правдоподобной. И долгое время ее считали основной. Однако в последующем проведенные дополнительные исследования показали то, что в доисторические времена никакого озера в районе найденной на берегу Найобрэра структуры не было.

По свойствам камней в окрестностях ученые определили, что в давние времена в этом месте простиралась полузасушливая степь. Однако и после того, как этот факт был установлен, Барбоура не отказался от своей версии. Ученый предположил, что структуры «Штопор Дьявола» были окаменелостями каких-то гигантских древних наземных растений.

Вторая версия

Вслед за Барбоуром необычные образования в 1893 г. исследовали независимо друг от друга Эдвард Дринкер Коуп и Теодор Фукс. Осматривая спирали, эти ученые, помимо всего прочего, обнаружили внутри них кости каких-то древних грызунов.

Это позволило обоим ученым, также независимо друг от друга, предположить, что спирали были ничем иным, как норами мелких млекопитающих, живших в доисторические времена в этих местах.

Научный спор

Вторая версия, высказанная Коупом и Фуксом, также выглядела достаточно убедительной. Трубки были полыми и в них вполне комфортно мог разместиться грызун средних размеров.

Однако, несмотря на это, доктор Барбоур все же продолжал настаивать на своей гипотезе. По словам ученого, животное не могло сделать спирали такой ровной и гармоничной конфигурации.

Поставили точку в этом научном споре новые исследования, проведенные специалистами. При самом внимательном осмотре структур на их стенках изнутри были обнаружены следы когтей животного. То есть спирали все-таки представляли собой не растения, а именно норы животных.

Кто построил норы

Позднее ученые, конечно же, изучили и скелеты животных, обнаруженных в трубках. Оказалось, что принадлежали они когда-то небольшим грызунам палеокасторам, являвшимся предками современных бобров

Эти мелкие животных в больших количествах населяли район Найобрэра примерно 2 млн лет назад. Позднее этот предварительный вывод был подтвержден и специалистом-палеонтологом музея Карнеги Олафом Петерсоном.

Белое вещество стенок спиралей, кое-где заполнявшее и их внутреннюю полость, оказалось корнями многочисленных растений, произраставших когда-то в этой местности. Порода в районе Найобрэры содержит большое количество кальция. Набравшись его, переплетенные корни превратились в твердую массу.

Напрасные страхи

Таким образом, ученым в конечном итоге удалось объяснить суеверным жителям Небраски, что представляют собой найденные ними необычные структуры. Ничего страшного в себе эти образования, как оказалось, не несли.

Однако, как бы там ни было, за окаменевшими спиралями так и закрепилось устрашающее название «Штопор Дьявола». На настоящий момент одна из таких структур выставлена на всеобщее обозрение в музее Карнеги. Также желающие могут осмотреть необычные норы и непосредственно на местности — в округе Сиу на берегу Найобрэры.

А вам странные норы показались устрашающими образованиями?