Понтий Пилат. Каким на самом деле был человек, который хотел спасти Христа

Исторические справки о человеке, который приговорил Иисуса к смерти, представляют его человеком надменным и жестоким. Однако Библия несколько смягчает это мнение. В Евангелии от Иоанна Понтий Пилат задает вопрос Иисусу из Назарета: " Что такое истина?" Этот же вопрос можно задать относительно всей истории жизни самого Прокуратора.

Согласно Новому Завету и христианской Библии, римский правитель Иудеи был колеблющимся судьей, который сначала оправдал Иисуса. Но позже ему пришлось подчиниться воле толпы и приговорить Спасителя к смерти. Небиблейские источники изображают Прокуратора, как варварского лидера, преднамеренно бросившего вызов традициям еврейского народа, над которым он был поставлен правителем. Как обстояли дела на самом деле? Действительно ли Понтий Пилат был тираном или, как и у Булгакова, исключительно мудрым и строгим судьей, поддавшимся давлению толпы?

Молодость Пилата

История мало что говорит нам о Пилате до того, как он стал римским префектом Иудеи. Назначение на пост точно не зафиксировано, считают, что это произошло между 26 и 36 годом до нашей эры. В одних источниках указано, что Понтий Пилат родился в семье итальянского конюха. Другие утверждают, что его происхождение было с земель Шотландии.

Одно из самых ранних и самых ужасающих упоминаний о Пилате в истории принадлежит еврейскому философу Филону Александрийскому. Около 50 года до нашей эры он подверг резкой критике префекта за "подкуп, оскорбления, грабежи, бессмысленные жертвы, казни без суда, постоянные, повторяющиеся и непрекращающиеся отвратительные жестокости". Историк, изучающий раннее христианство в Университете Уилламетт, автор нескольких книг, Стивен Дж. Паттерсон: "Филон резюмирует правление Пилата, как коррумпированное и полное взяточничества".

Проблема в том, что узнать, как было на самом деле, даже опираясь на имеющийся рассказ Филона, очень трудно. Руководитель Эдинбургской школы богословия, Хелен Бонд: "Филон - чрезвычайно драматичный писатель. У него есть четкое убеждение, что люди, которые не придерживаются еврейских законов - деспоты и тираны. Поэтому он описывает их в крайне негативных терминах. При этом люди, соблюдающие законы Иудеи, описываются позитивно и им не придаются отрицательные черты."

Столкновение с евреями в Иерусалиме

Филон также писал, что Пилат разрешил внести два позолоченных щита с именем Римского императора Тиберия в бывший дворец царя Ирода в Иерусалиме. Это полностью противоречило еврейским обычаям. Полвека спустя еврейский историк Иосиф Флавий отмечает похожую легенду в своих трактатах. Флавий говорит о том, что Пилат разрешил войскам Рима, несущим военные штандарты с изображением императора, войти в Иерусалим, хотя по законам иудеев в город было запрещено вносить изображения людей. В знак протеста огромная толпа жителей Иерусалима переместилась в иудейскую столицу Кесарию и простояла возле дворца Пилата в течение пяти дней, пока он не смягчился.

Флавий представляет Понтия Пилата новым правителем в Иерусалиме, который знает, что многое ему сойдет с рук. Но он недооценивает силу местного населения, особенно, когда дело касается традиционных убеждений. Эта история иллюстрирует готовность Пилата отступить ради общественного мнения.

Жестокость прокуратора

Другой инцидент, с более кровавым окончанием, Иосиф Флавий раскрыл позже. Понтий Пилат использовал средства из сокровищницы Храма для строительства акведука в Иерусалиме. Протестующие жители собрались на площади с целью помешать разграблению святыни. Пилат же направил в толпу солдат, переодетых в штатское. По его сигналу, они достали дубинки из-под плащей и избили протестующих, некоторых даже до смерти.

Понтий Пилат в Евангелии

Иосиф Флавий также вспоминает на страницах своих летописей роль Пилата в казни Иисуса. Согласно Евангелию, Синедрион (высший совет священников и мирян) заключил Иисуса под стражу во время еврейского праздника Пасхи. Это нужно было, чтобы оградить народ от его учений. Толпа привела Иисуса к Пилату, чтобы судить за богохульство. Они считали, что он мнит себя царем евреев и считали Пилата единственным, кто способен сотворить смертный приговор над ним, приговорив к распятию.

Несмотря на то, что Пилата вспоминают как беспощадного судью, все четыре Евангелия утверждают, что изначально он выслушал Иисуса и встал на его защиту. Позже судье пришлось смириться с желанием толпы. Скрытый посыл в этой истории возможен только в Евангелии от Марка. Оно писалось в разгар еврейского восстания против римлян между 66 и 70 годами н.э., и христианская церковь, переживая разрыв с иудаизмом, стремилась привлечь римских новообращенных. Цель Марка отмечается не в том, чтобы рассказать о характере Пилата, а в том, чтобы переложить вину за смерть Христа на плечи еврейских лидеров.

Согласно Евангелию от Матфея, Пилат умыл руки перед толпой, прежде чем объявить: "Я невиновен в крови этого человека, это отныне ваша забота". И еврейский народ ответил: "Его кровь будет на нас и наших детях". Этот отрывок тысячелетиями использовался для преследования иудеев. Матфей говорит, что римляне фактически совершили казнь, но по сути это было делом рук евреев. И этот аргумент имел катастрофические последствия.

В действительности же, вероятнее всего, Понтий Пилат в суматохе праздничного города просто не стал долго разбираться с делом Иисуса. Выслушав все доказательства, он принял решение избавиться от этого человека.

Еще одним вариантом истории в Новом Завете, который до сих пор не подтвержден историческими свидетельствами, является предложение Пилата смягчить приговор преступнику. Такая традиция была у иудеев перед Пасхой, но путем всенародного голосования толпа избрала для помилования Варавву, а не Иисуса. Но исторических подтверждений такого обычая до сих пор не найдено.

Исчезновение Пилата

Согласно летописям Флавия и Римского историка Тацита, Пилат был отстранен от должности и отправлен обратно в Рим после применения чрезмерной силы для разгона восстания самаритян. Попав в Рим, Пилат исчез из исторического архива. Находятся воспоминания, что он был казнен императором Калигулой, а возможно совершил самоубийство и его тело было сброшено в реку Тибр. Христианский автор Тертуллиан даже утверждал, что Пилат стал последователем Иисуса и пытался обратить императора в христианство.

Веские доказательства существования Понтия Пилата были обнаружены только в 1961 году. Археологи нашли камень с надписью на латыни с именем прокуратора. Это была ступень в древнем театре, где, видимо, служила табличкой. В ноябре 2018 года опубликована статья, где обнародовали находку кольца с именем Пилата из медного сплава, найденного в Иерусалиме. Возраст находки составляет, по предварительным данным, около 2000 лет.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Виноват ли Понтий Пилат в казни Иисуса? Была ли у него возможность спасти сына Божьего?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.