Резиденция последнего императора: как выглядел поезд, в котором жил и путешествовал Николай II

Императорский поезд в 1915-1917 годах превратился в одну из постоянных резиденций русского последнего царя. В его составе находился и вагон-салон, в котором в 1917 году, 2 марта, подписал свое отречение Николай II. Правители всегда ценили и любили поезда, а на их обустройство выделялись колоссальные деньги. Более подробно о поезде Николая II читайте в статье.

Описание

Внутренний императорский поезд Николая II (существовал также императорский поезд лишь для межнациональных перевозок) был построен в 1894-96 годах в главных мастерских Николаевской железнодорожной компании. Его улучшали и расширяли на протяжении всего правления царя по мере роста его семьи и увеличения потребностей.

К 1902 году поезд состоял из десяти вагонов: спального вагона для императора и императрицы, кухни, седана, вагона-ресторана, вагонов, предназначенных для великих князей, детского вагона, вагонов для свиты царя, багажа, мастерских, слуг и железнодорожников. Последний вагон, одиннадцатый по счету, представлял из себя часовню и был освящен в 1899 году.

Татьяна Романова писала в своем дневнике следующее: «На поезде. Встали в 9 часов утра. Пили чай в столовой. Позавтракали наедине с мамой и Алексеем. После чая немного посидели у мамы, потом у Настеньки и Исы и работали. После обеда папа встречал на вокзале дворянство, а мы смотрели из окна поезда…»

В действительности поезда императора были дворцами на колесах. Они вместе с роскошью и удобствами для путешественников обеспечивали плавность хода и должный уровень безопасности.

Чтобы выявить число людей, сопровождавших императора в его поездках за рубеж, охрана составляла список пассажиров. В составе поезда царя находилось 11-12 вагонов весом около 400 тонн.

Разнообразие

Что касается Николая II, то до 1904 года он пользовался поездами, изготовленными по приказу его отца Александра III. Но так как Николай II часто путешествовал, то количество поездов постепенно увеличивалось. К 1903 году в императорском парке находилось пять составов:

  1. Для вдовствующей царицы Марии Федоровны (10 вагонов).
  2. Поезд «Его Императорское Величество» для дальних путешествий по России, введенный в эксплуатацию в 1897 году.
  3. Царский поезд для зарубежных поездок, появившийся в 1894 году (11 вагонов).
  4. «Императорский челночный поезд» с трехосными вагонами для поездок по окрестностям Санкт-Петербурга (13 вагонов).
  5. Царский поезд Курской стальной магистрали для иноземного и местного дворянства (16 вагонов).

Чаще всего Николай II использовал императорский поезд во время Первой мировой войны. Царский поезд был небольшим. Спальня и кабинет царя находились рядом, с одной стороны был размещен сьют, с другой – столовая. После можно было пройти в кухню с кладовой, вагон с офисом военного лагеря и последний вагон, в котором пребывали инженер путей сообщения и начальник железной дороги, по которой следовал состав.

Судьба всех поездов Николая II была грустной. Многие из них были уничтожены во время гражданской войны. Сохранившиеся вагоны были разрушены в 1941 году, и сегодня в России нет ни одного оригинального императорского поезда.

Фото

Немногие знают, каковы были на самом деле императорские поезда. На этом фото вы можете увидеть убранство одного из вагонов.

Это фото удивительное. На нем фотограф запечатлел часть интерьера столовой поезда.

Это купе № 6, размещенное в дамском вагоне. Тут располагалось шесть купе: два великокняжеских, два для фрейлин (одноместные), одно для камеристок императрицы (двухместное), еще в одном ехала прислуга для фрейлин.

Это купе дамского вагона. Тут, возможно, пребывала одна из великих княжон.

Мебель, панели и потолки в поезде были изготовлены из дуба полированного, древесины березы карельской и ореха грецкого. Полы были покрыты коврами и линолеумом.

На этом фото изображена столовая. Царская семья тут завтракала, обедала и ужинала.

Помещение ванной отделано было циновкой водоотталкивающей. Ванну создавали мастера в Париже из биметалла: внутреннюю сторону из серебра, а внешнюю - из листовой меди. Над ванной был установлен душ.

На этом фото изображены царь Николай II, царица Александра и цесаревич Алексей. По всей видимости, они обедают.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы хотели бы отправиться в путешествие на таком поезде?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.