Три Христа из Ипсиланти: один из самых спорных экспериментов в истории психиатрии

В 1959 году психолог Милтон Роуч задал себе следующий вопрос: «Где предел человеческой веры и религии?» С этой идеей и начался эксперимент, известный как Троица Христовская. В ходе исследования изучалось поведение трех человек, которые утверждали, что являются самим Иисусом.

Что произойдет, если каждый из них столкнется с самым невероятным парадоксом, который только можно себе представить? Идея эксперимента была ясна. Милтон Роуч хотел проверить возможность сломить величайшую веру в человека, довести человеческий разум до предела, изучить силу, которая могла что-то противопоставить любому принципу логики.

Милтон Роуч: жизнь, посвященная изучению ценностей и убеждений

Милтон Роуч был польским психологом, он работал профессором в нескольких американских университетах. Роуч провел крайне важное исследование в 1950-х годах на юге Соединенных Штатов, где он попытался определить основу расы. Сделанное заключение позволило установить, что проблема была напрямую связана с социально-экономическим уровнем и собственным статусом граждан.

Позднее вышло издание его книги «Природа человека Авалий», в которой Роуч намеревался объяснить целый ряд ценностей, которыми люди руководствуются в своей жизни. Книга, в которой он пришел к выводу, что у каждого из нас есть относительно небольшое число отличительных человеческих ценностей, то есть, внутренние опорные точки. Их использует каждый человек, чтобы развивать свои отношения, и благодаря им можно предсказать наше поведение, включая политический выбор или религиозные убеждения.

Поиски Христов

Психолог длительное время изучал взаимосвязи между личностью человека и его самыми близкими убеждениями. Все эти работы всегда ставили одни и те же вопросы: являются ли эти внутренние модели поведения фундаментальными для определения личности?

На примере своих дочерей Роуч видел, насколько они чувствительны к любой попытке нарушить их личность. В своих книгах он говорил об эпизоде, в котором, в шутку, он намеренно перепутал имена двух дочерей, и они обе начали нервничать. Затем Роуч сказал, что это не игра, когда они обе попросили его остановиться. Это простейший эксперимент по атаке ядра самого близкого убеждения, которая затрагивает чувство идентичности.

Так он пришел к выводу, что может провести аналогичный эксперимент с тремя людьми, у которых в голове была какая-то психотическая черта и которые думали, что в них живет кто-то другой. Идея заключалась в переосмыслении личности и влиянии на поведение человека его внутренних предубеждений при встрече с другим человеком, который имеет аналогичные мысли и убеждения.

Именно в шестидесятых годах Роуч начал свой поиск среди 25 000 пациентов в пяти психиатрических центрах в Мичигане. Найдены всевозможные «боги», в том числе и Белоснежка и среди них дюжина Христов.

"Здравствуйте, меня зовут Иисус"

Ученый выбрал двух «Иисусов», которые уже проживали в клинике в Ипсиланти, где и проводился эксперимент. Сюда же перевели третьего «Бога». На протяжении двух лет они будут спать в соседних кроватях и вместе выполнять различные задачи.

Собрав три «божества», пришло время для презентации. 1 июля 1959 года трое мужчин встретились в комнате, где их ждал Роуч. Психолог любезно попросил всех трех представиться:

«Здравствуйте, меня зовут Джозеф Кассель, я Бог».

«Меня зовут Клайд Бенсон, но вы можете называть меня Христом».

«Здравствуйте, друзья, моя запись о рождении - это реинкарнация Иисуса из Назарета».

Так начался один из самых странных экспериментов в истории психологии. В этом исследовании никто не знал, как отреагируют пациенты, когда они знали о существовании другого «Иисуса» (Бог или Иисус был тем же самым для всех трех).

Троица

Первым Христом был Леон Габор из Детройта. Габор вырос в фанатичной и ультрарелигиозной семье, прошел через армию и затем вернулся, чтобы жить со своей матерью. В 1953 году, в возрасте 32 лет, он начал слышать голоса, говорящие ему, что он Иисус. Год спустя он был помещен в психиатрическую больницу.

Клайд Бенсон родился в Мичигане. Когда ему было 24 года, его жена, зять и родители погибли в результате несчастного случая. Позже его дочь вышла замуж и ушла от отца. Это было время, когда Бенсон начал пить и женился снова. Затем он столкнулся с насилием и оказался в тюрьме, именно в заключении он понял, что он Иисус. В возрасте 53 лет, в 1942 году, он был помещен в психиатрическую больницу.

Последним из добровольцев был канадец Джозеф Кассель. Человек, который описал себя как одинокого. Кассель имел бурный брак и двоих детей, хотя со временем начал опасаться за свою жизнь, думая, что его собираются отравить. Именно эта паранойя привела его в институт в Ипсиланти в 1939 году. Ему было 39 лет, а спустя 10 лет он начал думать, что это был Бог.

Первые сложности

В соответствии с разработанным сценарием, Роуч создал серию тем для обсуждения на каждой из ежедневных сессий. Они говорили о своей семье, детстве, своих женах и, наконец, несколько раз в день, о своей личности. Именно последняя тема вызывала горячие дебаты. Через три недели после начала сеанса произошла первая неожиданность: Габор сказал, что Адам был черным. Бенсон не нашел, чем ответил и просто накинулся с кулаками на своего собеседника. После этого произошло еще две драки, но в остальной части эксперимента и при обсуждении нейтральных тем не было никакого насилия, и три «Иисуса» вели себя мирно и образцово.

Через два месяца психолог позволил трем мужчинам вести дискуссии. Каждый председательствовал на собраниях, выбирая тему для обсуждения. Они говорили о фильмах, коммунизме или религии, но никогда больше не затрагивали вопрос о своей идентичности. Если один из них мимоходом упоминал, что он был Богом, другие умело меняли тему. Так что ничего не происходило, чтобы поколебать убеждение, что каждый из них был истинным «Спасителем».

Доктор Дунг

Когда в клинике только появился Габор, он показал свою рукописную визитную карточку, на которой можно было прочитать: «Доктор Домино Доминорум и Рекс Рексарум, Доктор Симплис Кристиан Пуэр Менталис, реинкарнация Иисуса из Назарета». Несколько месяцев спустя в январе 1960 года Габор изменил свое имя, теперь его визитная карточка гласила: «Доктор Праведный Идеал Дунг Сэр Симплис Кристиан Пуэр Ментал Док».

Психолог быстро понял, что смена имени может предвещать изменение личности Габора, хотя для Роуча казалось очевидным, что мотивом было просто то, что Габор хотел избежать будущей конфронтации с другими «божествами». В результате эксперимента психолог прочитал пациентам статью об эксперименте, который он проводил с ними. Статья была опубликована в местной газете.

Затем Роуч спросил Бенсона, знает ли он, о ком они говорят. Бенсон сказал, что понятия не имеет, поскольку их имена не фигурируют в статье. Затем Роуч спросил, кто, согласно статье, стал более известным (в данном случае Габор), на что Бенсон ответил, что этот человек тратит время, пытаясь стать Иисусом.

Скором времени в поведении Габора появились значительные изменения. Пациент стал считать, что не он является Иисусом, а его супруга и есть Бог. Пикантности ситуации добавляло то, что жена Габора существовала только в его фантазиях. Доктор Роуз стал поддерживать эту идею и даже писал своему подопечному письма, подписываясь супругой Габора.

Три Христа предпочли мир

15 августа 1961 года, через два года после первой встречи, три Христа встретились в последний раз. Роуч уже оставил всякую надежду, что любой из добровольцев вернется в нормальное состояние после терапии. Мало того, что, в конце концов, он признал, что трое мужчин предпочитали просто жить в мире между собой, а не пытаться решить вопрос об их идентичности и не спорили, кто был больше "Богом", чем другие.

Чем завершился эксперимент

Эксперимент превратился в книгу под названием «Три Христа из Ипсиланти» 1964 года. В то время ее критиковали за мораль проекта из-за нечестности и манипуляций психолога с пациентами. Сам Роуч позже пожалел о своем эксперименте. Психолог извинился в эпилоге издания 1984 года:

«Несмотря на то, что эксперимент не исцелил ни одного из трех "Христов", он излечил меня от моего божественного заблуждения, в котором я думал, что могу манипулировать ими и освободить их от их убеждений. Я действительно не имел права даже во имя науки играть в Бога и так долго вмешиваться в их повседневную жизнь».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Что интересного вы узнали из этой статьи?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.