Рождество Христово - один из главных христианских праздников - отмечается православной церковью 7 января. Традиция празднования Рождества появилась на Руси только в X веке, после введения христианства. Оно пришлось на зимний многодневный праздник древних славян - коляду.
Преддверие Рождества
Перед Рождеством был 40-дневный Филиппов пост. Празднику предшествовала одна из традиций, согласно которой православные сочельничали: запрещалось есть до появления первой звезды на небе. Вечерняя трапеза начиналась с кутьи - обрядовой каши. Она варилась из крупы - риса, пшеницы, ячменя - с добавлением меда, изюма или сочива - миндального, конопляного, макового или любого другого семянного сока, именующегося молоком. Каша в рождественский сочельник выставлялась на покрытый соломой и скатертью стол. Перед приемом пищи гадали: вытягивали соломинку - длинная гарантировала хороший урожай льна, короткая - неурожай. В этот же вечер спутывали ножки стола, веря, что это предохранит от побега скота. Девушки бросали горсти снега против ветра, по его звуку определяя суженого: громкий звук символизировал молодого и красивого жениха, тихий и с помехами - старого и глухого.
Празднование Рождества
Непосредственно день Рождества ознаменовывался выпечкой калачей, перепечей - маленьких ржаных колобков, фигурок животных из теста и их последующей отправкой близким и родным в качестве подарка. Главными блюдами праздничного стола были рождественский гусь в яблоках и мясо свиньи.
В домах праздник Рождества отмечался торжественно. Младшие дети в семье, как правило, отвлекались от процесса приготовления елки взрослыми. К ее украшению приступали либо после всенощной, либо до нее, однако дети к ней все равно не допускались. Игрушки, раздаваемые маленьким членам семьи во время забав, вешались на елку. В верхней части рождественского дерева преобладали разноцветные ленты, дорогие украшения и игрушки, ювелирные изделия, в нижней части - конфеты, фрукты и цветы.
Помещение, в котором располагалась елка, хорошо освещалось, а в богатых семьях блистало роскошью и пышностью. Музыка включалась после угощения детей, а в конце вечера им позволялось снимать с рождественского дерева все украшения, особенно сладкие. Нередко детям разрешалось взбираться на елку; тем, кто не мог это сделать самостоятельно, помогали старшие братья и сестры, подставлявшие стулья для того, чтобы достать самые интересные игрушки.
Истоки Святок
Православная церковь в память рождения Христа и его последующего крещения в Иордане установила двенадцать святых дней между праздниками Рождества и Крещения (7 и 19 января соответственно). Они носят название Святок; их истоки лежат в древности, когда церковь начала хранить в святости двенадцать дней после Рождества Христова.
Праздничные традиции
В святочные дни налагался запрет на совершение таинства брака, проведение плясок, игрищ, распевание песен на улице, наряжание в одеяния языческих божеств, так называемых кумиров. Также запрещалось работать, особенно в темноте. Впрочем, различные обряды и обычаи нарушают святость этих дней; они являются наследием языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Святки, как и колядки, справлялись во время зимнего солнцестояния. Древние славяне верили, что в это время обновляется природа, осуществляется поворот к лету, которое принесет с собой веселье и плодородие.
Коляда, коляда, отворяй ворота!
По одной из версий слово "колядки" - производное от слова "календы", под которым римляне подразумевали начало нового года. Историк Н.М. Карамзин говорил, что Коляда - персонаж славянской мифологии, бог мира и торжества, символизирующий начало весеннего солнечного цикла.
Пора колядок начинается с рождественского сочельника. Молодежь в это время наряжается в самодельные маски, шутливые костюмы и льняные бороды, подражая мифическим персонажам. Соломенное чучело кобылы обычно несли четверо парней. Всадником "кобылы" становился подросток, наряженный в костюм старика с горбом и длинной бородой. Образ Коляды, как правило, становился участью ряженого в костюме козла. Не обходили стороной и прочих животных - корову, коня - считавшихся воплощением плодородия.
Молодежь и дети шумной толпой проходили по улицам, посещали дома с песнями и плясками, предлагали погадать на будущее. Хозяева, согласно традициям, не могли отпустить ряженых без угощения и подарков, за что им сулили счастье и благополучие.
Преемственность традиций язычества
Христианская церковь принимала немало провальных попыток по искоренению коляды, в результате которых ей пришлось включить все обряды в Святки, противопоставив им восславление Иисуса, хождение со звездой и прочее. В праздничных песнях народ начал воспевать события Нового года и Рождества, в том числе и Христа. Духовенство не обошло стороной подобное творчество, начав составлять канты - своеобразные книжные колядки.
В итоге христианские и языческие верования воплотились в Святках, наполнив их обрядами, обычаями и приметами праздников. К примеру, обычай наряжаться в грозные и смешные маски сохранился еще с языческих времен. Согласно одному их поверий, в период с Рождества до Крещения темные силы пробуждаются, а ряженые призваны отпугивать их. Накопленная из-за переодевания скверна смывается святой водой в Крещение.
Подарки на рождественские праздники
Один из актуальных вопросов, интересующих многих читателей, - что преподносили в качестве подарка в дореволюционной России. Правил и норм на эту тему не существовало, однако в некоторых семьях имелись собственные традиции, которые передавали из поколения в поколение.
Традиция дарения открыток сформировалась к концу 19-го века. Первая рождественская открытка была нарисована англичанином Хорслеем в 1843 году, и в тот же год была распродана тысяча экземпляров.
В России поздравительная открытка к Пасхе появилась только в 1897 году, а спустя несколько лет рынок оказался завален тысячами разнообразных открыток к Рождеству и Пасхе. До этого на все праздники присылались небольшие карточки с рисунком цветов и надписью "Поздравляю", выпускаемые в специальных конвертиках.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание