Ученые против производителей: безопасны ли пластиковые бутылки без бисфенола А?

Пометки BPA-free на пластиковых бутылках служат подтверждением того, что в состав тары не входит бисфенол А, а значит, содержимое безопасно для питья. Но так ли это на самом деле?

Новые исследования добавляют доказательств к уже существующим данным о том, что альтернативные бутылки, не содержащие бисфенол А, могут быть не такими уж безопасными, как думают потребители. В результате экспериментов исследователи обнаружили, что у мышей «безвредные» аналоги бисфенола А вызывают снижение количества сперматозоидов и меньшую жизнеспособность яйцеклеток, то есть напрямую влияют на репродуктивные функции. Более того: все эти эффекты также передаются следующим поколениям животных.

бутылки

Хотя эксперимент был проведен на мышах, исследователи считают, что результаты могут быть аналогичными и для людей. Но для подтверждения этой информации требуется гораздо больше данных.

Что такое бисфенол А?

Бисфенол А, который обозначают аббревиатурой BPA, является химическим веществом, используемым в упаковке пищевых продуктов и напитков с 1960-х годов. В частности он применяется для изготовления жесткого прозрачного пластика, называемого поликарбонатом, который содержится в защитной внутренней пленке некоторых жестяных контейнеров для пищевых продуктов и напитков.

бисфенол а

Химикаты попадают в пищу и напитки прямо из упаковки, особенно если пластик старый или поврежден. А также это может произойти в результате разогревания продукта в микроволновке прямо в упаковке.

Нейтрален или опасен?

Фактически этот химический препарат очень распространен и, так или иначе, проникает в человеческий организм. В 2003-2004 гг. его обнаружили в 93 % из 2500 образцов мочи.

Несмотря на растущие доказательства того, что BPA может нанести вред людям, эксперты не уверены в том, как именно он влияет на организм. Также неизвестным остается уровень концентрации, при котором химическое вещество становится опасным для человека. В настоящее время специалисты пришли к компромиссу и заключили, что «BPA безопасен на нынешних уровнях, допустимых в пищевых продуктах и напитках».

пластик

Но все же остаются некоторые опасения по поводу того, что BPA может имитировать гормон-эстроген и таким образом нарушать естественную гормональную систему организма.

Поиск альтернатив

Хотя на сегодняшний день Управление по контролю за питанием запрещает содержание химических веществ лишь в пластиковых детских бутылочках, чашках-непроливайках и упаковках для детских смесей, возрастающая озабоченность общественности и давление потребителей привели к растущему притоку на рынок продуктов с пометкой BPA-free.

В этих продуктах бисфенола А действительно нет, а заменой ему служат альтернативные химические вещества. Тем не менее появляется все больше доказательств того, что многие из этих аналогов не так уж безопасны, как кажется.

Аналоги BPA не так уж безобидны

В своем исследовании ученые попытались определить, какие эффекты BPA оказывает на репродуктивную систему мышей и их размножение. И они заметили странную тенденцию.

бутылки

Прежде всего, стоит сказать, что все мыши находились в пластиковых клетках, не содержащих бисфенола А. Их разделили на две группы. Одна группа получала BPA через капельницы, а другая - нет. Группа, которая не получала бисфенола А, предполагалась как контрольная группа. Однако вскоре выяснилось: у «контрольных» мышей стали проявляться генетические изменения, аналогичные тем, которые наблюдались у мышей, получающих BPA.

Все дело в воздействии альтернативы BPA – бисфенола S, или BPS. Согласно данным исследования, это химическое вещество тоже способно изменять хромосомные или нитевидные структуры организма, содержащие гены, и приводить к проблемам с производством яйцеклеток и сперматозоидов.

Заинтересовавшись этим явлением, ученые провели ряд последующих экспериментов, целенаправленно подвергая мышей воздействию альтернатив бисфенолу А: BPF, BPS и BPAF. Во всех случаях они получили аналогичные результаты.

У мышей обоих полов были зафиксированы проблемы с надлежащей рекомбинацией ДНК – процессом формирования новых хромосом путем комбинирования клеток генетического материала от обоих родителей. Эти изменения могут серьезно повлиять на способность к продолжению рода, приводя к снижению жизнеспособности сперматозоидов и нарушению функций яйцеклеток.

бисфенол а

Ученые также обнаружили, что эти изменения могут передаваться из поколения в поколение. И даже если полностью устранить BPA и его альтернативы, негативные последствия будут длиться еще в течение трех поколений.

Кстати, та же команда исследователей еще 20 лет назад выяснила, что бисфенол А приводит к необратимым повреждениям в хромосомной структуре яйцеклеток.

Безопасных химикатов не существует

Проблема может заключаться в том, что аналоги не сильно отличаются от самого бисфенола А: все новые версии имеют одну и ту же химическую структуру и лишь незначительные отличия от BPA.

пластик

Вот почему ученые бьют тревогу и призывают весь мир остановиться в поиске и использовании альтернатив бисфенолу А: «Нужно ли ждать еще 20 лет, проводить эксперименты на животных и даже людях, чтобы показать, что проблема действительно существует?»

И бисфенол А, и его «безопасные» аналоги во всей «красе» проявляются в пластиковых изделиях с видимыми признаками повреждения или износа. А значит, такие изделия никак не могут считаться безопасными.