Спасатели почти месяц искали обломки самолета авиакомпании EgyptAir, потерпевшего крушение над Средиземным морем в мае прошлого года. Рейс MS-804, совершавший движение из Парижа в Каир, уже вошел в египетское пространство, когда борт потерял связь с системой радиолокации. Чтобы узнать причину трагедии, необходимо было восстановить данные бортовых самописцев. Однако черные ящики застряли на глубине почти 3 тысячи километров. Обычно бортовой самописец представляет собой решающее доказательство в следствии. Расшифрованные данные проливают свет на крушение в том случае, если выдвинутых версий слишком много и их никак не удается собрать воедино.
Люди привыкли мгновенно получать информацию
21 век принес с собой новые реалии. Теперь космические агентства легко управляют спутниками, находящимися за десятки миллионов километров от Земли. Смартфоны обновляют трафик в режиме реального времени, и мы имеем возможность получать мгновенную информацию о местонахождении интересующего нас объекта. Так почему же черный ящик остается камнем преткновения в получении достоверной информации?
Почему некоммерческим авиакомпаниям не дать возможность людям на Земле отслеживать их лайнеры в режиме реального времени? Семьи погибших или пропавших без вести пассажиров месяцами ждут информации о том, что случилось с их родственниками. Существуют прецеденты, когда люди оставались в неведении на протяжении более двух лет, как это было в случае с катастрофой лайнера компании Malaysia Airlines, произошедшей в марте 2014 года. Людям, привыкшим мгновенно получать информацию, это трудно понять.
Не пора ли что-то менять в этой системе?
Разумеется, турфирмы, авиакомпании и государственные учреждения разных стран рассматривают вопрос о том, нужно ли вносить изменения в существующую систему. Несмотря на неохотное использование старых технологий, черный ящик по-прежнему остается важным, эффективным и необходимым инструментом для получения достоверной информации.
Что представляют собой бортовые самописцы?
Самописец, использующийся в полете, имеет размер стандартной обувной коробки и весит 4,5 килограмма. Стоимость черного ящика приближается к 15 тысячам фунтов стерлингов. Как правило, их размещают в хвостовой части самолета, для того чтобы в случае катастрофы уберечь от эпицентра взрыва. Система оснащена аварийными радиобуями, активирующимися под водой. В течение 90 дней затонувший черный ящик будет отсылать сигнал бедствия, находясь на глубине до 6 тысяч метров.
Их два, и у них разные функции
Обычно каждый авиалайнер оснащен двумя бортовыми самописцами, исполняющими различные функции. Первый регистрирует все данные рейса, состоящие из 88 параметров, (высоты, скорости полета, направления по компасу и многого другого) в течение последних 25 часов полета. Второй самописец регистрирует последние два часа разговоров между членами экипажа, а также все сторонние звуки (сигналы тревоги, крики, резкое снижение лайнера и прочее). Регистратор данных рейса воспроизводит точную картину аварии, в то время как диктофон поведает о причине.
На самом деле черные ящики оранжевого цвета
Бортовые самописцы изначально имеют ярко-оранжевый оттенок. Громкое прозвище могло закрепиться за ними по нескольким причинам. Во-первых, они часто приобретают черный цвет, подвергаясь воздействию пламени. Во-вторых, в 30-е годы, когда был изобретен самописец, фотографии и кадры кинохроники были черно-белыми, что ввело многих людей в заблуждение. И, в-третьих, эти коробки пусты, в них нет ничего, кроме данных, которые они собирают.
Высокая степень защиты
Бортовые самописцы разработаны таким образом, чтобы информация после аварии не могла быть утрачена. Устройство, собирающее данные, заключено в алюминиевый корпус, затем идет слой изоляции, способный выдержать высокие температуры. И, наконец, наружный корпус состоит из титана и нержавеющей стали. Перед тем как попасть в эксплуатацию, весь этот набор подвергался жестким испытаниям. Бортовой самописец в состоянии выдержать воздействие ударных перегрузок в 3400 g , а также пекло в 1100 градусов по шкале Цельсия. Часть черного ящика, не предохраняющая информацию, не имеет столь же высокой степени защиты, поэтому вполне может быть уничтожена в результате катастрофы.
Эти устройства еще пригодятся
Судя по всему, технология, изобретенная почти 80 лет назад, по-прежнему актуальна. Черные ящики активно начали применяться с расцветом пассажирской авиации, уже в послевоенное время. Несмотря на то что извлечение бортовых самописцев со дна моря либо из других экстремальных условий занимает определенное время, информация, запечатленная в них, поистине бесценна. Она помогает в ускорении расследования, в идентификации способствующих аварии факторов. Безопасность полетов в настоящее время достигла высокого уровня, однако заменять черные ящики на другие, более современные технологии, пока еще рано.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание