Эхолакация, или сила скрытых чувств. Эксперты утверждают, что человеку нужно расширять собственный сенсорный потенциал

Эхолокация приобрела известность в последние годы как навык, который некоторые слепые люди используют, чтобы определить свое окружение с удивительной точностью. Они могут обнаружить деревья, здания или дверные проемы, издавая звук щелчка ртом и прислушиваясь к эхо.

Об эхолакации

Эхолокация является концепцией, изучаемой с 1940 года. Изучение того, как работает мозг с сенсорной информацией, на примере слепых людей, интересует ученых в настоящее время. Эхолокацией пользуются дельфины. Лор Тайлер, профессор психологии в Университете Дарема и один из ведущих мировых экспертов по эхолокации человека утверждает, что люди, которые использовали метод эхолокации в течение долгого времени, показывают действительно хорошую остроту. Они могут делать вещи, которые, если вы новичок в этом, просто не сможете сделать.

Например, люди могут определить, является ли объект на расстоянии 2 метров столбом, автомобилем или деревом. Опыты подтверждают, что те, кто не знаком с этим навыком, могут идентифицировать стену на расстоянии более 30 метров. Но это не значит, что эхолокация дает людям ту же точность, что и зрение.

Техника для слепых

Техника эхолокации очень мощная. Проведенные эксперименты доказывают, что при использовании таких средств, как трость и собака-поводырь, она может быть полезна для слепых. Это может помочь им путешествовать более безопасно, избегать препятствий на уровне головы. Эти мелочи могут повлиять на то, насколько кто-то из слепых уверен в себе и может выходить на улицу. К счастью, слепым не нужно издавать ультразвуки, как это делают летучие мыши, нужно просто либо щелкать языком либо издавать какой-то звук. У людей хороший потенциал к освоению эхолокации.

Профессор Тайлер утверждает, что если вы находитесь в зрячем мире, а затем теряете свое зрение, вы действительно теряете много с точки зрения того, как можно получить доступ к вещам и как перемещаться. Наличие эхолакации делает это намного проще, потому что это дает больший контроль над пространством, которое исследуется.

Как научиться ориентации по звуку?

Профессор утверждает, что когда зрячие люди учатся ориентироваться по звуку, они задействуют ту часть своего мозга, которая обычно имеет дело со зрением. Тайлер утверждает, что человек думает о зрении, как о чувстве, которое само по себе, и у нас есть определенные ресурсы, посвященные ему, такие как глаза и определенные части мозга. Но вместо этого мозг может обрабатывать сенсорную информацию более гибко, то есть "видеть" нашими ушами. Просто у зрячих людей нет причин делать это.

Чтобы научить себя работать с эхом, нужно неоднократно повторять, например, эксперимент с подносом или тарелкой. Нужно закрыть глаза, начать говорить или издавать щелкающий звук и двигать предмет взад-вперед и из стороны в сторону. Слушать изменения в звуке. Не открывая глаз, постепенно можно определить, где находится предмет.

Следующим шагом в приобретении навыка эхолокации Тайлер рекомендует медленно вращаться в углу с закрытыми глазами и использовать свой звук, чтобы определить, обращены ли вы к стене или к комнате.

Сенсорная командная работа

Наше периферийное зрение, например, довольно слабое, но мы можем объединить его со слухом, чтобы разобраться, где что-то находится, например, приближающаяся машина. Это называется "преимуществом бимодальной точности" и может иметь решающее значение для такого простого действия, как безопасное пересечение дороги.

Зрячим это чувство может пригодиться в случаях, когда нужно ориентироваться на местности с закрытыми глазами. Например, пожарные при тушении пожара могут использовать эхолокацию, закрыв глаза от едкого дыма. Человеческий мозг всегда восполняет недостатки в работе органов чувств, так незрячие "видят" ушами, а глухие могут "слышать" глазами.

Как обучаются незрячие дети?

Дети не умеют соединять разные чувства, чтобы быть более точными. Для детей, которые потеряли часть своего зрения, это затруднительно. Они склонны настраиваться либо на свое зрение, либо на слух. Вопрос в том, можно ли их научить использовать и то, и другое. Повторяя эксперименты, это сделать можно.

Многие дети, которые рождены незрячими, учатся эхолокации самостоятельно. Это происходит случайно, природно. Большинство детей, потерявших зрение, не владеют этой методикой. Их нужно обучать этому, чтобы они были менее зависимы в этом мире.

Примером может служить американец Дэниэл Киш, который лишился глаз в раннем возрасте. Их удалили, так как у ребенка была обнаружена агрессивная форма рака светочувствительного слоя глаза - сетчатки. Операции спасли ребенку жизнь, но и открыли неожиданные способности эхолокации. Он научился в два года, щелкая языком, как дельфины, по эху определять свое окружение. Вот уже на протяжении 50 лет Киш помогает осваивать этот метод незрячим детям. Он написал две книги по эхолокации.

Дэниэл утверждает, что человеческая эхолокация сходна с эхолокацией летучих мышей и дельфинов, в совершенстве владеющих этим методом.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие еще скрытые чувства ждут своего открытия?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.