Не просто вопрос веры: современное сообщество было сформировано но основе истории Пасхи

Инки, как и завоеванные ими народы, следовали религии, которая, хотя и не столь кровожадна, как у ацтеков, тем не менее включала элементы жертвоприношения животных и людей. Вождей хоронили вместе с их отравленными слугами. Существует резкий контраст между изысканной глиняной посудой доколумбового Перу и изображенными на ней сценами церемониальных убийств.

Почти в каждом древнем обществе религия включала элемент умилостивления, жертвоприношения. Религии, в конце концов, отражают человеческую природу, и люди, кажется, запрограммированы для метафизических торгов. В стрессовых ситуациях даже самые рациональные из нас становятся участниками подобных сделок: "Пусть мой ребенок выздоровеет, и я сделаю то-то и то-то".

Религии объединяют и хранят подобные порывы, и на каждом континенте наши предки стремились умиротворить богов с помощью даров, в том числе иногда жертвуя своими собратьями.

Предопределенность Пасхи

В 1890 году шотландский антрополог Джеймс Фрэзер опубликовал книгу "Золотая ветвь", в которой сделал обзор древних систем верований. Он обнаружил, что жертвоприношение людей и животных было общим для многих ранних религий. Фрэзер возмутил некоторых своих современников, предположив, что история Пасхи или, по крайней мере, представление о том, что ритуальная смерть может привести к коллективному искуплению, была предопределена во многих дохристианских мифологиях.

Спустя полвека К.С. Льюис, который интересовался язычеством после принятия христианства, объяснил это так: "Бог послал человечеству то, что я называю хорошими мечтами: я имею в виду те странные истории, распространенные в языческих религиях всего мира, о боге, который умирает и снова оживает, и своей смертью каким-то образом дает новую жизнь людям".

Христос - последняя жертва

Льюис, возможно, неосознанно повторил Святого Павла, который высказал аналогичный аргумент в отношении иудаизма: "Ибо закон, имеющий тень грядущих благ, а не сам образ вещей, никогда не сможет сделать совершенными тех, кто из года в год приносит одни и те же жертвы".

Мы, отделенные от кровопролитных обрядов наших предков долгими веками христианской этики, едва можем вообразить воздействие, которое должно было произойти, когда наши далекие отцы впервые услышали пасхальное послание.

То, что в жертвах больше нет необходимости, было совершенно революционной идеей, потому что уже была совершена одна жертва, настолько колоссальная и настолько полная, что она навсегда откупила человечество и сделала ненужными дальнейшие материальные жертвоприношения.

Прочный фундамент христианства

В Перу, куда христианство пришло совсем недавно, мы все еще ощущаем былую распространенность жертвоприношений. Мы видим это в соборах, которые испанские конкистадоры построили среди вершин.

По современным представлениям, эти церкви на первый взгляд могут выглядеть как символы угнетения и культурного вандализма, поскольку они часто стоят на руинах храмов инков. Старая каменная кладка из гигантских каменных блоков подогнана так плотно, что не требует раствора. И на этом фундаменте выложена грубая европейская кладка. Однако на стенах мы находим произведения искусства, которые смешивают христианские образы со старыми архетипами. Мария, например, неизменно имеет странную треугольную форму, которая напоминает богиню горы Пачамаму. Ангелы же изображены не как херувимы, а как угловатые птицы-боги инков.

Не замена, а исполнение

Это поразительно. Для первых новообращенных христианство пришло не как замена их более ранней религии, а как ее исполнение. В течение нескольких поколений перуанцы стремились успокоить своих богов, предлагая зерно, животных и в некоторых случаях даже людей. Но дожди шли так же непредсказуемо, а урожай картофеля был переменным. Затем почти в одночасье алчные божества были низвергнуты, и появилась новая идея.

Больше не было необходимости жертвовать кровью. Цениться стали порядочность, щедрость и любовь. Орудие для жертвоприношений туми превратилось в украшение. Храмы инков не были разрушены, но, как свидетельствуют многие современники, были переделаны.

Не нужно быть верующими, чтобы понять значение пасхального послания. Пасхальная история определяет ценности современных обществ независимо от того, считают ли люди в этих обществах себя христианами. В конечном итоге, событие, которое мы отмечаем, изменило собой магическую вселенную.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Согласны ли вы, что Пасха - логическое развитие дохристианских верований?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.