Полезный способ улучшить освоение иностранного: ограничить пассивное обучение

Обучение и его методы могут быть разными. Соответственно, и результат человек может получать отличный от того, что он ожидает. Что касается обучения иностранным языкам, то здесь дело еще больше усложняется многочисленными стереотипами и рекламными обещаниями всевозможных школ. Клиентам буквально вешают лапшу на уши, заверяя, что они смогут использовать новый язык уже через смехотворно короткий промежуток времени. Якобы существуют определенные методики, благодаря которым лексика и грамматические правила сами по себе "оседают" в мозгу без какого-либо приложения усилий. Однако так ли это на самом деле? Почему активная форма обучения, а именно, воспроизведение, столь важна в освоении иностранных языков? Об этом сегодня мы и поговорим.

Виды стратегии

В целом в самой своей основе повторение любого материала принимает две основные формы: активное или пассивное. Последнее в контексте изучения иностранного языка - это, как правило, чтение и аудирование. По умолчанию, для многих людей как раз такой стиль освоения новой информации и является главным. И это означает, что такие ученики не используют информацию, которую они получают - не применяют ее активным образом.

Типичная ситуация

В качестве примера можно рассмотреть типичную историю. Человек занимается изучением иностранного языка вот уже несколько лет. Однако даже по прошествии столь внушительного промежутка времени у него не получается связать и нескольких предложений. Что происходит - может быть, он не столь старательно занимается? Или же у него не хватает ума, чтобы освоить новый язык до более-менее приличного уровня? В действительности, причина проста. Метод изучения нашего героя может заключаться исключительно в чтении, выполнении простых упражнений и аудировании. Иными словами, он не использует язык по его прямому назначению - в общении. Нет никаких значимых для него разговоров - а, стало быть, и отсутствует активное обучение.

Очень давно учеными было доказано, что пассивное восприятие очень мало влияет на то, извлекается ли впоследствии информация из долговременной памяти человека. Одно из первых исследований на данную тематику проводилось учеными Крейком и Уоткинсом в 1973 году. И уже немало экспериментов успешно доказали, что это так и есть.

Чем больше усилий тратит человек на то, чтобы вспомнить часть информации или определенное действие с новыми данными, тем больше это действие приносит пользу обучению. Кстати, активные методы никто не запрещает совмещать с пассивными. Почему бы не воспользоваться преимуществами синергетического эффекта?

Некоторые исследователи в области психологии обучения иностранным языкам считают, что 1 минута разговора стоит 5-7 минут чтения или прослушивания аудиоматериалов. Кстати, данные выводы применимы и к общению с самым умным человеком - то есть, с самим собой.

Есть преподаватели, которые любят "шокировать" своих учеников тем, что приказывают ничего не слушать в течение первых 8-10 недель обучения. Вместо этого даются задания, при помощи которых они могут сосредоточиться на активном обучении. И только по прошествии этого периода они приступают к аудированию. Нужно ли говорить, что достижения этих учеников удивляют их самих.

Полезно ли непреднамеренное обучение?

Данный вид освоения информации происходит, когда человек приобретает словарный запас случайно. По сути, такого рода обучение является побочным продуктом деятельности, когда приходится работать с определенного рода информацией, воздействующей на органы чувств. Например, мы нередко "на автомате" запоминаем слова иностранной песни (хотя можем даже не знать о том, как они переводятся).

Почему еще пассивный метод неэффективен

Стоит отметить, что данный подход также представляет собой одну из распространенных (и наименее полезных) стратегий изучающих иностранные языки. Но исследования показывают, что нужно воспринять информацию пассивно от 20 до 50 раз, чтобы сохранить ее в долговременной памяти. И таких исследований имеется далеко не одно. Конечно, можно сказать, что 50 раз - не так уж и много. Однако нужно иметь в виду еще один момент: пока учащийся не освоил порядка трех тысяч слов, чтение будет для него очень медленной и малоэффективной деятельностью. До тех пор, пока он не достигнет этого числа, его шансы освоить иностранный язык будут очень малы. К тому же в процессе пассивного обучения не уделяется внимание редким словам. Что если вам потребуется слово "наперсток" только потому, что так зовут вашу карманную черепаху, и вы ну очень хотели бы поделиться этой информацией с носителем языка? Сколько нужно книг прочесть, чтобы это слово попалось вам 50 раз и запомнилось?

Так что не стоит недооценивать важность активного обучения. А для тех, кто хочет освоить язык быстро, оно станет настоящей палочкой-выручалочкой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как учите иностранные языки вы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.