Вот почему Чарльз Диккенс написал "Рождественскую песнь"

Искусство и развлечения Литература

Этой удивительной рождественской сказки могло бы и не быть. Первоначально Чарльз Диккенс намеревался написать сатирическую статью о жизни бедняков, но изменил свое мнение. Подходил к концу особенно безрадостный 1843 год. Поэтому «Рождественская песнь в прозе» стала настоящим утешением для миллионов англоязычных бедняков как в Великобритании, так и за ее пределами.Рождественская

Одна из главных рождественских книг

Впервые это произведение было опубликовано 173 года назад, 17 декабря, за неделю до католического Рождества. Книга сразу же стала бестселлером, претерпела бесчисленное количество изданий, легла в основу театральных постановок и экранизаций. Представители викторианской эпохи называли ее «новым евангелием». С тех пор читать «Рождественскую песнь» накануне праздника стало для подданных Ее Величества такой же традицией, как для жителей постсоветского пространства смотреть в канун Нового года «Иронию судьбы». Без этого волшебного действа Рождество не может превратиться в сказку.Песнь

Идея написания повести возникла спонтанно

Итак, первоначально Диккенс не планировать писать повесть, состоящую из пяти глав (строф) и включающую в себя нескольких колоритных персонажей. В планы писателя не входило создание главного героя – мрачного и жадного скряги Эбинейзера Скруджа. Диккенс задумывал небольшой сатирический памфлет, в котором ведется рассказ от имени сына бедняков. Это было своеобразное обращение к народу Англии, произнесенное из уст маленького мальчика.

Всего через неделю писатель передумал. Он решил, что будет лучше, если он наделит главного персонажа самыми низменными людскими качествами и огромным богатством. И уже потом читатель сможет проследить за трансформацией характера этого человека. Писатель тонко почувствовал потребности простого народа. Люди ждали именно такую историю. Они хотели получить надежду на улучшение условий существования. Так осенью 1843 года Чарльз Диккенс приступил к написанию своей рождественской повести.Диккенс

Отчет правительства об использовании детского труда

На создание произведения писателя вдохновил один неприятный момент: к нему в руки только что попал отчет правительства об использовании детского труда в Соединенном Королевстве. Это были не сухие документальные факты, а настоящие интервью детей бедняков, которые брал известный журналист, бывший по совместительству другом автора повести. Просматривая страницы отчета, Диккенс читал истории о том, как юные девушки шьют платья для растущего потребительского рынка среднего класса.

Эти девочки работали по 16 часов в сутки с одним лишь выходным в неделю. Они спали в ночлежках, расположенных непосредственно над швейными цехами. Автор читал и о том, как восьмилетние мальчишки тянули на себе угольные повозки через крошечные подземные тоннели. Рабочий день этих детей продолжался по 11 часов в сутки. И это не были единичные истории. К сожалению, это было обычным для Англии делом.Рождественская

Жестокая реальность детского труда

Новая, жестокая реальность, наглым образом использующая детский труд, стала возможным благодаря революционным изменениям в британском обществе. С момента рождения самого Диккенса (с 1812 года) население Великобритании возросло более чем в два раза. Люди в массовом порядке начали мигрировать из сельской местности в города. Начали образовываться новые производственные центры. Кроме того, полным ходом шла модернизация промышленности: на сборочных линиях конвейеров появилась неквалифицированная и дешевая рабочая сила.

Процветали кустарные производства, занимающиеся ковкой, литьем или производством гуталина. 11-летний Чарльз сам не избежал этой участи, когда его отца посадили в тюрьму за долги. Мальчик работал полный день на фабрике по производству ваксы и расфасовывал продукцию по баночкам час за часом, день за днем.

Работники стали взаимозаменяемыми

Все больше и больше работодателей стали рассматривать своих работников, как винтики единого слаженного механизма, которые были взаимозаменяемыми. Их можно было сравнить с гвоздем, ведь на его место в случае поломки придет еще один, точно такой же гвоздь. Рабочие окончательно потеряли свою ценность и превратились в такой же товар. Они не были рабами в прямом смысле этого слова, но продавали свои ресурсы и навыки по заниженным ценам (всего несколько шиллингов в неделю.) Теперь труд работника стал оцениваться по производительности: сколько гвоздей он сумел наштамповать, столько пенсов и получит. 40-е годы 19 века стали самыми тяжелыми для Великобритании. В народе их прозвали «голодным временем».Песнь

Бедных людей обвиняли в лени и аморальности

Скорняки и крупные производители не спешили повышать своим рабочим зарплату. Они полагали, что это расхолодит бедняков, и те не будут стараться делать свою работу хорошо. Общество наполнилось популярными теориями о том, как выйти из экономического кризиса. Бедняков, не желающих идти на работу, которая оплачивалась по самым низким расценкам, начали обвинять в лени и аморальности. Таким образом, оставалась только одна рабочая сила, которая всегда соглашалась с требованиями начальства.

Речь идет о беззащитных и бесправных детях. Помощь беднякам оказывалась только в самых экстренных случаях, если человек или кто-то из его близких находился на грани смерти. Кто-то придумал и вовсе гениальное решение: разделять семьи. Это давало возможность еще больше сэкономить на дешевой рабочей силе. Вот и главный герой повести «Рождественская песнь» мистер Скрудж говорит об этом: «Те, кому не нравится, могут пойти прочь».

Власти не вмешивались в ситуацию

Все более ухудшающиеся условия труда и существования граждан, как ни странно, одобрил преподобный Томас Мальтус: «Бедные должны голодать и умирать от голода. Это поможет нам сократить численность населения». Священнослужитель предостерег власти от вмешательства в ситуацию.Диккенс

Поиск альтернативных решений

Но если Чарльз Диккенс находил все эти решения жестокими, что же он мог предложить обществу взамен? Соратник создателя «Капитала» Карла Маркса Фридрих Энгельс предрекал революцию. Он также ознакомился с журналистскими отчетами о детском труде. Однако настроения самого писателя были скорее антиреволюционными. Диккенс предполагал, что рабоче-крестьянская революция могла быть лишь вынужденным следствием, но сама по себе не решала проблемы. Стало очевидно, что необходим какой-то другой путь, способный вытащить перенаселенные города из экономического кризиса.

Что будет, если ты умрешь?

И писатель нашел способ достучаться до обеспеченных слоев населения. Для этого он взял за основу идеи Томаса Пейна, который пропагандировал систему социального обеспечения, налоговых кредитов, помощи детям, повышения пенсий по старости и страхования по инвалидности. Автор повести показал, что работодатели должны нести ответственность за благополучие своих сотрудников.

Когда к главному герою в третий раз пришел призрак прошлого Рождества, старый скряга увидел покойника, которого все вокруг ненавидели. За всю свою жизнь умерший не сделал никому добра, поэтому никто не скажет о нем хорошо. И тут призрак обращается к Скруджу с его же словами: «Хорошо, что ты умер, ведь это уменьшит избыточное население». Таким образом, Диккенс напомнил своим читателям в 19 веке о том, что помимо денег на этом свете есть и другие ценности.

  • Подписаться
  • Поделиться
  • Рассказать
  • Рекоммендовать