Келлская книга: самое большое сокровище средневековой Европы?

В Дублинском университете хранится Келлская книга, которая ежедневно выставляется на обозрение в библиотеке, причем каждый день показывается другая ее страница. Ее иллюстрированные рукописи – это одно из самых поразительных чудес, которые дала миру средневековая Европа.

Литературное сокровище

келлская книга

Честно говоря, вместо того, чтобы называть эту книгу Келлской в честь одного из городов, ее стоило бы назвать Айонской, так как считается, что именно монахи этого отдаленного шотландского острова были творцами этой книги. Это были жители монастыря, основанного в шестом веке ирландским монахом по имени Колумба, или Колумом, как его следует называть на ирландском наречии. На самом деле в течение многих лет манускрипт называли Евангелием Колумбы. Но сейчас ученые считают, что книга относится к более позднему периоду – предполагается, что работа над ней была завершена примерно к 800 году. Поразительно, что в таком диком месте с такой серьезной нехваткой материалов эти люди смогли создать сколь изысканное и прекрасное произведение искусства. Можно даже представить себе монахов в их крошечных каменных хижинах, о которые разбиваются порывы морского ветра, снаружи кричат чайки, а сами они сгорбились над своей работой. Если вы хоть раз были в поселениях монахов в Великобритании, вы знаете, насколько бледной и мрачной была их жизнь в те времена.

Набеги викингов

келлская книга

Однако монахам приходилось справляться далеко не только с силами природы. Как и большинство других раннехристианских сообществ, монастырь подвергся набегам викингов. В 806 году после того как 68 монахов погибли в ходе очередного набега, колумбанские монахи скрылись в недавно основанном монастыре в городе Келлс в Ирландии. Наиболее правдоподобным выглядит тот вариант, где они взяли с собой в Келлс созданный ими манускрипт.

Путешествия книги

сокровище

Поразителен тот факт, что весь труд был написан от руки, поэтому у него не было ни одной копии – и через все поколения он переходил из рук в руки и дошел до нынешних дней, потеряв всего лишь шестьдесят страниц. Однако средневековые источники утверждают, что иллюстрированная рукопись была украдена из церкви Келлс в 1006 году – вероятнее всего, это и была Келлская книга. Если верить «Анналам Ольстера», она была найдена два месяца и двадцать дней спустя, спрятанная под слоем дерна. После периода правления Кромвеля церковь в городе Келлс оказалась в руинах, и в 1653 году губернатор города отослал книгу в Дублин на сохранение. Спустя несколько лет она достигла Тринити-Колледжа, где находится и по сегодняшний день.

Феноменальный предмет

сокровище

Масштабы и амбициозность Келлской книги просто невероятны. Учитывая тот факт, что она была написана на пергаменте, можно подсчитать, что понадобилось примерно 185 шкур телят, чтобы получить такое количество пергамента. Практически каждая из 680 страниц украшена тем или иным способом. На некоторых страницах уголки заполнены детальными и прекрасными кельтскими узорами. Вот описание Келлской книги, сделанное писателем Геральдом Уэльским в 12 веке.

Описание Келлской книги

европа

«Эта книга содержит в себе гармонию всех четырех евангелистов, практически на каждой странице имеются уникальные украшения, отличающиеся также и цветами. Здесь вы можете увидеть лицо Его Величества, нарисованного в качестве божества, а здесь - мистические символы евангелистов, причем каждый с крыльями – с шестью, с четырьмя, с двумя. Вот орел, вот теленок, вот человек, а вот лев, и другие изображения, которым нет числа. Посмотрите на них обычным взглядом - и вы поймете, насколько великолепно сделана эта работа. Изобразительное мастерство чаще всего сосредоточено на вас, но вы можете этого не замечать. Посмотрите на произведение искусства более внимательно, и, возможно, вам удастся проникнуть в самое святилище искусства. Вы заметите все тонкости, такие аккуратные и неброские, полные узелков и связок, в цветах таких свежих и ярких, что можно с легкостью сказать: перед вами работа рук ангела, а не человека».

Удивительные иллюстрации

европа

Самые экстравагантные иллюстрации можно обнаружить на заглавных страницах четырех Евангелий. Одно из самых красивых изображений в книге расположено на заглавной странице Евангелия от Иоанна. На целой странице находятся только четыре слова - In principio erat verbum, то есть «В начале было слово». Также на странице присутствует фигура самого святого Иоанна, у него большие задумчивые глаза, а в руках он держит книгу. Справа от него находится гораздо меньшая по размерам фигура, которая, судя по всему, опрокидывает бокал вина. Глаза этого человека закрыты из-за пьяного угара, и он вообще не замечает присутствия рядом с собой огромного монстра. Фантастическое создание с острыми белыми зубами высовывает свой красный язык так, что кажется, будто бы оно вот-вот лизнет вино из бокала. Не до конца понятно, скрывается ли за этим рисунком что-то более глубокое – например притча о вреде алкоголизма и грехе жадности. Или же это просто рисунок, который впечатляет своей детализацией и красотой.

Главная страница

Наиболее известная страница в книге носит название Chi Ro – это первые буквы имени Христа на древнегреческом языке. Эти буквы занимают центральное место на странице. Сама страница покрыта закрученным, практически психоделическим узором, который является невероятно сложным и поразительно детальным. Вы можете смотреть на этот узор бесконечно и постоянно находить новые элементы, завитки и спирали. Некоторые даже описывали этот рисунок как художественную форму минималистического рисунка, так как все узоры переплетаются между собой, создавая невероятно сложное единое целое. Каждый кусочек свободного пространства заполнен. В одном углу страницы выдра убивает рыбу. Некоторые люди предполагают, что это религиозная иконография, символизирующая смерть Христа. Однако, конечно же, это также может быть и обычная природная сцена, которую монахи могли видеть на своем диком острове.

Символизм

На страницах Келлской книги можно найти большое количество изображений животных – начиная с экзотических павлинов, львов и змей и заканчивая более домашними котами, зайцами и козами. Проводилось уже немало исследований на тему значения и значимости этих изображений. Некоторые животные, такие как козы, вполне могли быть частью повседневной жизни монахов, в то время как другие могли быть языческими символами, перебравшимися в христианскую эпоху. Эти фигуры зачастую добавляют драматичности повествованию в Евангелии. Достаточно взглянуть на страницу Евангелия от Матфея, в котором рассказывается о том, как Иуда предал Иисуса. На странице можно заметить двух львов. Исследователи считают, что эти львы символизируют Иисуса и Иуду. Слева находится Иуда, который агрессивно кусает более спокойного Иисуса справа. Для современных людей это спрятано в тексте, но для людей того времени эта связь была бы очевидной.

Как получался цвет?

Для придания рисункам цвета были использованы самые разнообразные пигменты. Синий цвет получался из индиго или вайды, которые произрастали на севере Европы. Аурипигмент (желтый сульфид мышьяка) использовался для получения желтого цвета. Красный получался из красного свинца или из органических материалов, которые на сегодняшний день не представляется возможным определить. А зеленый, получаемый из меди, ответственен за то, что страницы под воздействием сырости пропитались им насквозь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.