За 20 лет исследования, проведенного Кейт Оутли, психологом, удалось доказать, что чтение художественной литературы учит людей лучше понимать тех, кто от них отличается.
Суть исследования
В недавно завершенном исследовании изучалась связь между чтением художественной литературы и эмпатией, то есть умением сопереживать и ставить себя на место другого человека. Ведущий исследователь, профессор когнитивной психологии Кейт Оутли, утверждает, чем чаще мы погружаемся в выдуманные миры, будь то в книгах, фильмах или телесериалах, тем меньше мы поддаемся влиянию предрассудков и изживших себя культурных и социальных норм. По мнению Кейт, повышение мирового уровня образования и грамотности в ответе за боле активную борьбу за права человека.
Преимущества чтения
Конечно, умение проявлять понимание и ставить себя на место других, это замечательный эффект, и только ради него стоило бы уделять гораздо большее внимание урокам мировой литературы в школах и университетах. Но на этом удивительные изменения, которые чтение провоцирует у людей, не ограничиваются.
Кроме очевидного улучшения словарного запаса и когнитивных способностей, чтение художественной литературы расширяет кругозор, заставляет задавать вопросы, ставить под сомнение социальные нормы и поэтому позволяет воспринимать мир более объективно. К тому же чтение мировой литературы обогащает культурные знания и заставляет воспринимать мир вне границ и политики.
Мы становимся менее предвзятыми
Художественная литература способна показать более комплексный, подробный и полный тонкостей портрет человека, нюансы его эмоционального состояния и личной истории, чем, например, перечисление фактов и статистики.
В 2000 году университет Утрехта провел небольшой эксперимент, разделив фокус-группу пополам. Одна половина прочла социально-политическое эссе на тему положения женщин в Алжире, другая – вымышленный рассказ об алжирской женщине и ее жизни.
Несмотря на то что и эссе, и рассказ рассматривали одни и те же идеи и пришли к одинаковым результатам, группа, прочитавшая художественное описание, показала более глубокое понимание перемен, происходящих и ожидаемых в фундаменталистских культурах.
Еще одно исследование фокусировалось на изменениях, произошедших с детьми и подростками после прочтения серии книг о Гарри Поттере. Они стали больше сопереживать людям, подвергающимся стигматизации, таким как иммигранты, беженцы и представители сексуальных меньшинств. Дети ставили себя на место протагониста, Гарри Поттера, который дружил с полукровками, защищал магглов и боролся с антагонистом, пропагандирующим остракизм и чистоту крови.
Мы поддерживаем и защищаем права человека
Ученые настаивают на том, что повышение числа читающих художественную литературу людей повлияло на эволюцию прав человека. Автор «Истории прав человека», изданной в 2007 году, Линн Хант, утверждает, что идея о том, что каждый человек на планете обладает одинаковыми, универсальными правами, появилась сравнительно недавно. И по мнению Хант, основным катализатором роста этой идеи стало повышение грамотности, а соответственно, и рост чтения художественной литературы. Именно вымышленные миры, ситуации и персонажи помогают нам понять эмоции, стремления и желания других людей, особенно тех, чей голос остается неуслышанным по политическим, культурным или каким-либо другим причинам.
В то время как распространение и практически универсальное принятие прав человека могут быть обусловлены улучшением экономической ситуации в мире, развитием дипломатических отношении и глобализацией, глубина и тонкость идеи об универсальных правах берет свои корни именно в художественной литературе.
Мы становимся эмпатами
Исследователи, которые стремятся измерить эмоциональный интеллект человека, часто прибегают к тесту под названием «Чтение мыслей по глазам». Этот прием показывает, насколько хорошо люди способны воспринимать эмоции других. Участникам теста показывают фотографии глаз, и по ним они должны определить эмоцию, которую человек на фото испытывает. Тест измеряет как эмпатию, так и понимание чужого сознания, то есть мыслей, желаний и мнений, отличных от собственных.
Несколько исследований и опытов подтверждают, что чтение художественной литературы напрямую связано с более высокими результатами вышеописанного теста. Эксперименты, проведенные на фокус-группе взрослых людей, показывают, что чтение временно повышает понимание чужого сознания, эмпатию, правильное восприятие социальных ситуаций и эмоциональный интеллект. Интересно, что документальная проза и популярная литература подобным эффектом не обладают.
Нам необязательно только читать
Если бы Уильям Шекспир, Федор Достоевский или Джейн Остен были бы живы в 2016 году, они, возможно, не стали бы писать романы, а сосредоточились на создании фильмов, телесериалов и даже компьютерных игр. Все это сегодня является основным способом погружения в вымышленные повествования.
Некоторые из исследований были сосредоточены на связи эмпатии и других форм «потребления» вымышленных повествований, кроме чтения художественной литературы. Основываясь на результатах «Чтения мыслей по глазам», эти исследования опытным путем доказали, что просмотр художественных фильмов и сериалов улучшает результаты теста, по сравнению с просмотром документальных фильмов.
То же самое касается и компьютерных игр с продуманным сюжетом. В 2015 году две фокус-группы прошли игру, в центре сюжета которой была история студентки, вернувшейся из другой страны и обнаружившей, что вся ее семья исчезла. Одну группу попросили сосредоточиться на технических характеристиках игры, другую на сюжете. Те участники эксперимента, которые оценивали техническое содержание, получили более низкие оценки, по сравнению с теми, кто погрузился в сюжет.
Кейт Оутли восхищается тем, как эволюционируют вымышленные повествования, и тем, что несмотря на разные средства и способы донесения информации, их эффекты схожи с теми, которые вызывает чтение художественной литературы.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание