Чему на самом деле учит нас Питер Пэн?

Несколько лет назад психолог Розалинд Ридли в гостях у друга наткнулась на «Истории о Питере Пэне» Джеймса Мэтью Барри. Зачитавшись сказочными приключениями Питера, Розалинд Ридли поняла, что эти истории не просто детские сказки о феях и говорящих животных: под покровом приключений Питера Пэна Барри скрывал необычайно глубокое понимание человеческого сознания, работы мозга и его развития в детские годы.

Это увлекательный рассказ о том, как все мы учимся думать. Так чему же учит нас рассказ о приключениях мальчика, который не хотел взрослеть?

Исследование

пэн

Розалинд Ридли опубликовала захватывающие результаты нового исследования на основе проницательных наблюдений Барри о человеческом сознании, мышлении, воспоминаниях, снах и мечтах.

Ридли утверждает, что многие приключения Питера указывают на научные теории, которые появились только спустя десятилетия после публикации историй.

История

Барри впервые описал Питера Пэна, когда сам был еще ребенком, именно поэтому истории о приключениях Питера отражают огромное количество внешних влияний, ведь ушло немало лет, прежде чем истории оформились и приняли свою форму.

Персонаж впервые появился в 1902 году в романе Барри «Томми и Гризел», позднее в детской книге «Белая птичка» появился мальчик по имени Питер, который очень не хотел взрослеть. Главным персонажем Питер Пэн стал в пьесе «Питер Пэн», поставленной на сцене в 1904 году. На основе пьесы Барри написал повесть под названием «Питер и Венди», которая была издана в 1911 году.

Влияния

память

В этот период Барри уже был вполне признанным писателем, вращающимся в интеллигентных социальных кругах. Это общение позволило Барри сблизиться с некоторыми из передовых деятелей литературы, искусства и науки.

Романист Генри Джеймс, современник Барри, познакомил его со своим братом Уильямом Джеймсом – американским психологом, отличающимся своим новаторским подходом. Это знакомство, вероятно, послужило плодородной почвой для взращивания сложных идей писателя о сознании и сне.

Наука и детская литература

литература

Таким образом, приключения Питера Пэна продолжают интересную традицию литературы XIX-XX веков – своего рода смешение науки и искусства, особенно в детской литературе.

Чарльз Кингсли, автор «Детей Воды», написал свою сказку под влиянием теории эволюции Дарвина, в то время как «Алиса в Стране чудес» представляет собой чудное исследование математики и логики. Даже некоторые сказки Ганса Христиана Андерсена были навеяны новыми научными и техническими разработками, такими, например, как изобретение микроскопа.

Ридли подчеркивает, что Барри не только «заимствовал» идеи других, но и значительно расширял их, предлагая собственное, глубокое понимание. Многое из уникального изображения человеческого сознания, представленное в рассказах о Питере Пэне, основывается на проницательном наблюдении Барри за людьми, животными и самим собой.

Сон и память

сон

Стоит только взглянуть на одну из первых сцен в приключениях Питера и Венди: «Г-жа Дарлинг впервые узнала о Питере, когда она приводила в порядок умы своих малышей. Это ежевечерний обычай любой хорошей матери. Сразу после того как дети засыпают, она наводит порядок в их беспокойных умах, чтобы наутро все было на своих местах. Ребенок проснется утром, а все его злые мысли и шалости аккуратно упакованы и спрятаны где-то глубоко, в то время как правильные, красивые мысли, выглаженные и расправленные, лежат на виду».

Розалинд Ридли указывает, что этот отрывок прекрасно демонстрирует связь глубокого сна и работы памяти.

Впервые появившаяся в конце XIX века, эта идея является теперь предметом многих научных исследований. Сканирования головного мозга во время сна показывают движение «медленной волны» электрических сигналов между гиппокампом – регионом, вовлеченным в формирование памяти, и новой корой, или неокортексом, который отвечает за долговременную память.

Во время сна мозг обрабатывает наши воспоминания, словно вплетая новый опыт, полученный за день, с более старым. Можно сказать, что именно во сне создается картина последовательных событий, из которых состоит жизнь человека.

Так же как миссис Дарлинг убирает на дно сундука детские шалости, этот процесс успокаивает неприятные ощущения и переживания, накопленные в течение напряженного дня. Это помогает нам переживать стресс. Неудивительно, нарушения сна специалисты часто связывают с психическими заболеваниями.

Гипнагогия

учит

Кроме того, в сказочных приключениях Питера и Венди Барри прекрасно описал промежуточное состояние между сном и явью.

Большая часть приключений главных героев происходит в Нетландии – на фантастическом острове, до которого дети могут добраться только с помощью воображения, и легче всего это удается в короткий промежуток между сном и пробуждением.

Те необычные образы из бессознательного, которые являются нам на самом краю сна, теперь известны как «гипнагогические галлюцинации», и они являются результатом резкого скачка активности в отделах головного мозга, ответственных за визуализацию данных, поступающих от органов чувств. Чаще всего эти образы являются визуальными, но могут быть тактильными и слуховыми.

Барри сам страдал сонным параличом – состоянием бодрствования, наступающим сразу после сна, в котором, однако, человек не может двигаться некоторое время. Барри часто описывал неприятное, давящее присутствие удушающей бесформенной массы.

Сложные мыслительные процессы

питер

В научном мире современники Барри были заняты одним из самых сложных и интересных дебатов эры: в чем именно отличие ума человека от ума животных? Какие именно характеристики нашего мышления ставят нас на вершину эволюции, и как эти характеристики были развиты?

Неудивительно, что подобные вопросы нашли отражение в приключениях Питера Пэна.

Попытки Барри ответить на эти вопросы могут быть найдены в романе 1906 года «Питер Пэн в Садах Кенсингтона», который описывает жизнь Питера, прежде чем он встретил Венди.

Там мы знакомимся с персонажем Соломоном – необычайно умным вороном. В отличие от других животных, Соломон в состоянии планировать будущее, заготавливая мешочек с пропитанием – орехами, крошками и корками хлеба, на своего рода «черный день». Это достаточно сложный умственный процесс, поскольку он требует представления абстрактных сценариев, удаленных от настоящего времени.

Различие между Соломоном и другими птицами четко прослеживается в тот момент, когда Питер просит его помочь построить корабль, на котором можно было бы переплыть озеро. Соломон быстро замечает, что в качестве корабля можно использовать гнездо, обмазанное глиной, для того чтобы в него не попадала вода. Остальные птицы озадачены: они не могут представить себе такое необычное использование гнезда.

Люди и животные

Таким образом, мы видим, как способность задумываться о будущем обогащает наше поведение, позволяя нам быть более изобретательными и гибкими, быстрее приспосабливаться к новым обстоятельствам.

В течение долгого времени эта способность приписывалась исключительно людям, считалось, что даже у детей она отсутствует. Однако в недавних исследованиях было замечено, что эти способности отмечаются у некоторых животных – приматов и, как ни странно, представителей рода Corvus, то есть у воронов.

В очередной раз идеи Барри оказались впереди своего времени.

Детский ум

мышление

Интересно и то, что как мальчик, который отказывается взрослеть, Питер активно борется с навыками и способностями мозга, которые отличают взрослого человека.

Он практически совершенно бесстрашен и уверен в том, что смерть – это еще одно приключение. Те эмоции, которые он демонстрирует, очень просты, но страх, особенно страх перед неизвестным будущим – это сложная эмоция, требующая большой затраты энергии и задействования различных областей мозга.

Кроме того, Питеру сложно понять, что чья-либо точка зрения может очень отличаться от его собственной и при этом не являться неправильной. Все эти умения и мыслительные процессы, связанные с ними, появляются у людей в процессе взросления, а поскольку Питер взрослеть отказывается, он лишен некоторых «взрослых» способностей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.