Конец света, каким мы его знаем: почему дистопии настолько популярны?

Подписаться Редактировать статью

Тема апокалипсиса в научной фантастике встречается, в той или иной форме, чуть ли не в половине всех произведений. Достаточно вспомнить самые популярные из вышедших на экраны за последние 10 лет картин: «2012», «Интерстеллар», «Навстречу шторму», «Бегущий в Лабиринте», «Обливион»… Это список можно продолжать до бесконечности. Причем антиутопия не обязательно должна повествовать собственно о конце света. Это может быть история о вполне благополучном, на первый взгляд, обществе, построенном на руинах разрушенной цивилизации – как, например, в фильме «Посвященный». Или о борьбе с опасным природным явлением, как в «Разломе Сан-Андреас».

С точки зрения коммерции причину популярности жанра можно объяснить очень просто: на такие фильмы люди идут охотнее, чем на мелодрамы и бытовые комедии. Среди книг процент дистопий меньше, однако тоже в любой подборке «лучших произведений» обязательно встретится история, раскрывающая пессимистичный вариант будущего. Например, «1985» Оруэлла. Так что же привлекает людей в подобных произведениях?

«Вытеснение» страха

Психологи давно заметили, что человек, боящийся чего-либо, неосознанно пытается «проиграть» пугающий их сюжет, таким образом словно оставляя его позади. То, о чем молчат, вызывает больше страха, чем что-то, что можно обсудить с приятелями. Именно в этом писательница-фантаст Лорен Оливер видит основную причину популярности антиутопий. Причем это не только попытка изгнать собственный страх, но и стремление почувствовать некую причастность борьбе за «светлое будущее». Книги и фильмы о конце света привлекают людей именно тем, что озвучивают сложные социальные проблемы, которые стоят перед обществом, но при этом не могут быть решены по каким-то причинам. Так, способом напомнить о катастрофическом неравноправии людей для Оливер Лорен стал сюжет о клонировании, который она раскрыла в своем романе «Рингер».

На злобу дня

В мире происходит масса явлений, которые всерьез угрожают жизни людей. Неудивительно, что фильмы об изменении климата, землетрясениях или ураганах вызывают куда больший ажиотаж, чем просто приключенческие или романтические картины. С одной стороны, это, опять же, желание говорить о том, что вызывает опасение. С другой – подсознательное ощущение безопасности, которое получает человек после просмотра. Вместе с ужасающими картинами бедствий мы получаем некий набор лайфхаков, которые, как нам кажется, помогут нам выжить в случае реальной катастрофы.

Эмоциональные переживания

Вряд ли какой-либо жанр может сравниться с дистопией по уровню накала страстей. Сюжет постоянно держит зрителя или читателя в напряжении, заставляет его волноваться за персонажа, эмоционально вовлекаться в происходящее. Состояние постоянно растущей тревоги и страха за героев сменяется невероятным облегчением от более или менее благополучного финала, даря ощущение безопасности, которого людям так не хватает в реальной жизни.

Этот прием писатели называют «катарсисом», очищением через страдания. Достижение этого состояния «душевного потрясения» можно назвать главной целью любого автора, потому что книга или фильм, не сумевшие вызвать сильных переживаний, не имеют шанса на успех.

Приобретение чувства уверенности

Что испытает человек, боящийся утонуть, если фильм, на который он пришел в кинотеатр, внезапно окажется историей про всемирный потоп? Сперва – ужас на грани паники. Однако если он найдет в себе силы досмотреть фильм до конца, то есть большой шанс, что в итоге его страх перед водной стихией станет не таким всепоглощающим. В этом – еще одна причина популярности антиутопий. Видя, как герои выживают в безвыходной, казалось бы, ситуации, человек начинает ощущать, что пугающая его ситуация не так уж чудовищна.

Кроме того, подобные сюжеты дарят уверенность в том, что добро обязательно должно победить, дает силы для борьбы с реальными жизненными неприятностями. Действительно – на фоне глобальной катастрофы неурядицы на работе, проблемы с ЖКХ и сложности в личной жизни начинают казаться вполне терпимыми, а главное, решаемыми.

И, наконец, нельзя забывать о том, что сюжет о вселенской катастрофе не нов. Человечество выросло на мифах о Всемирном Потопе, Рагнареке и других катаклизмах. Осознание того, что сценарий конца света не единожды предрекался, но так и не сбылся, дает уверенность в завтрашнем дне.


Советы туристам
Знаменитости
Боевые искусства
Юмор
Психология
Женские вопросы