Благодетельница или злодейка: Баба-яга - противоречивые факты о ведьме в славянском фольклоре

Каждому человеку, которому довелось повстречаться с русскими народными сказками, известен такой персонаж, как Баба-яга. Эта старушка живет в дремучем лесу, в старой избушке на курьих ножках. К ней время от времени заходят заблудившиеся странники, а вот что с ними в избушке будет происходить - только от них и зависит.

Символизм имени

Баба-яга - достаточно двусмысленный персонаж. Она олицетворяет и старушку мать, и злодейку, которая любит есть тех, кто не справляется со своими задачами. Однако ее цель не всегда ясна, впрочем, как и достоверное происхождение ее имени. Считается, что "баба" означает старую женщину или бабушку. С этим словом все понятно, а вот с термином "яга" не все так однозначно. Его значение весьма противоречивое и варьируется от термина "зло" до слова "змея". В любом случае, никто не станет отрицать, что даже имя Бабы-яги подчеркивает странность и неоднозначность ее личности.

Внешность и место жительства

Чаще всего в русском фольклоре Бабу-ягу описывают, как одинокую старуху. Однако если изучить весь фольклор славянского происхождения, то в некоторых сказках можно встретить в роли Бабы-яги троицу старух, которые являются сестрами. Обычно их изображают худыми, с железными зубами и носами настолько длинными, что они касаются потолка во время сна.

Типичная Баба-яга ездит на ступе. Метлу использует только как трость, на которую можно опереться, либо помогает себе ею в полете, регулируя направление ступы. В рассказах все действия с ней обычно происходят в ее хижине, которая стоит глубоко в лесу. Она представляет собой небольшой ветхий сруб на куриных ногах и с головой петуха на крыше. Согласно легенде, избушка окружена забором из человеческих костей.

Внутри хижины героев не ждут чистота и порядок. Здесь всего одна комната, на стенах и потолке висят пучки сухой травы и букеты засушенных цветов. В центре или около стены стоит стол, на котором либо громоздятся книги, глиняные горшки разных размеров и сушенные ингредиенты животного или растительного происхождения, либо же толстый слой пыли. В целом этому предмету интерьера не особо уделяют внимания в сказках. В фольклоре большое значение имеет именно печь. У Бабы-яги она тянется от одной стороны стенки хижины к другой, что тонко подчеркивает ее большое значение. Печь - самая распространенная деталь в рассказах о Бабе-яге, поскольку наказание за невыполнение заданий или вторжение в ее частную собственность - судьба быть запеченным в ней и съеденным. Несмотря на такой здоровый аппетит, Баба-яга всегда изображается тощей и костлявой.

Благодетельница или злодейка?

Характерная особенность Бабы-яги - это то, откуда возникает неопределенность, окружающая ее. Она находится на грани между благодетельными и злонамеренными поступками: она то помогает герою, то мешает ему. Зато Баба-яга всегда выполняет обещания, которые дает героям. Сложно однозначно сказать, что за личность эта старушка, ведь большинство выдающихся историй о Бабе-яге связаны не с ней напрямую, а с героями, который сталкиваются с ней. Но во всех сказках старушка является одновременно и препятствием на пути, и помощью. Взять, к примеру, сказку о Василисе Прекрасной.

Суть истории

Перед смертью мама оставила Василисе волшебную куклу, которая исполняла любое желание, стоило ее только покормить. После смерти матери отец героини женился во второй раз на женщине с тремя дочерьми. Мачеха оказалась злой и жадной до денег. Когда отец Василисы уехал по делам, она продала их дом и переселила всех детей в домик в лесу. Все дела по дому выполняла Василиса, она день и ночь работала при лучине, но однажды хворост закончился, и сводные сестры отправили ее в лес. Там она встретила Бабу-ягу, которая дала ей много трудных заданий, за выполнение которых пообещала вернуть прежнее имение ее отца. С помощью куклы Василиса выполнила все задания, и старушка дала ей фонарь в виде черепа, которым она подожгла дом со своей новой ужасной семьей. Пусть и немного жестоко, но история закончилась хорошо: Василиса смогла вернуть прежнее имение, и они зажили в нем с отцом, как и раньше.

Главная злодейка

Баба-яга здесь действовала и как злодейка, и как спасительница, ведь без ее фонаря девушка бы не освободилась от своей ужасной семьи. Тем не менее путь, которым Баба-яга освобождает ее, ужасен, что говорит о ней как об опасной и аморальной женщине. Эта история чем-то напоминает сказку о Золушке. Вот только здесь, в отличие от феи, которая стала избавительницей от бед, Баба-яга больше похожа на злую мачеху, которая (в оригинальной сказке о Золушке) заставляла дочек отрезать части ног, чтобы те поместились в туфельке. Баба-яга делает все возможное, чтобы освободить Василису, спровоцировав несколько мучительных смертей и заставив девушку сильно огорчиться, прежде чем позволить ей покинуть хижину, - вместо того, чтобы просто помочь ей сбежать из приемной семьи.

Баба-яга как Мать-земля

Также старушка играет роль Матери-земли, которая влияет на мир природы через своих слуг. Пока Василиса служила у нее, она видела трех наездников: белого, красного и черного. На вопрос, кем они были, Баба-яга отвечала, что это День, Солнце и Ночь соответственно. Каждый из них - ее верный слуг и, естественно, контролируется ею. Если посмотреть на ситуацию с этой стороны, то можно легко увидеть диапазон силы Бабы-яги. Естественно, она могла использовать более мягкие способы, чтобы помочь Василисе, но предпочла этого не делать.

Баба-яга и крестьянские дети

Другая история о старушке рассказывает о сельских детях, которые стали жертвами жестоких родителей. Их специально отправили к Бабе-яге, чтобы избавиться от них, но им удалось вырваться из хижины с помощью всех живых существ, которыми старая колдунья пренебрегала. Черная кошка помогла спланировать побег, потому что дети ее кормили, а ведьма - нет; ворота преградили старухе путь, так как она никогда не ухаживал за ними; и даже деревья становились на ее пути, ведь Баба-яга с ними тоже плохо обращалась. Дети вернулись домой в целости и сохранности, а старуха больше не имела права их преследовать.

История закончилась счастливо: дети вернулись домой, отец прогнал злую мачеху, а Баба-яга снова сыграла свою роль жизненного препятствия. В противном случае она бы и не беспокоила детей, но те заблудились в лесу и вторглись в ее владения первыми.

Несмотря на то что ее считают божеством, повелевающим природой, ей нравится смотреть на страдания. Пускай по-своему, но она помогает людям.

Именно из-за такого неуловимого характера Баба-яга остается такой интригующей мифической личностью. К тому же сказки с ее участием всегда удивляют, ведь читатель не может сказать однозначно, как она поступит: будет действовать как злодейка или окажет помощь.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какая же она на самом деле, эта Баба-яга? Как считаете?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Лесная ведьма, такая же как и леший, водяной. русалка, кикимора. Но очень интересный персонаж, очень своенравный и непредсказуемый. Очень люблю сказки. В пособии по изучению русской мифологии двух не помню каких немецких авторов написано " Баба-Яга является богом войны русского народа". Очень смешно.....!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.