"Я некрасивая женщина со скверным характером": жизнь и судьба Мариэтты Шагинян

О Мариэтте Шагинян сегодня помнят только те, кто вырос на платформе советского образования. Эта пожилая дама обладала собственным мнением и не боялась доносить его смысл до власть имущих во все эпохи правления, случившиеся при ее жизни. Более того, к ней прислушивались до такой степени, что могли изменить проект грандиозного строительства, в котором она обнаруживала неточности. Если бы писательница жила сегодня, то, вероятно, часто напоминала бы о том, что она не доллар, чтобы всем нравиться...

Биографическая справка

Итак, для тех, кто не знает, кто такая Мариэтта Шагинян: она русская поэтесса и прозаик, Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР.

Родилась писательница в 1888 году 21 марта или 2 апреля по старому стилю в Москве в семье врача. Ее образование было классическим для того времени: сначала домашнее обучение, затем частный пансион, следующий этап - гимназия Ржевской. Последней ступенькой было окончание в 1912 году историко-философского факультета Высших женских курсов В.И. Герье, после чего Мариэтта познакомилась в Санкт-Петербурге с З. Гиппиус и Мережковским.

С 1915 по 1918 годы она преподавала в Ростовской консерватории эстетику и историю искусств. Затем случилась революция, которой девушка приписывала нечто мистическое, а в целом не знала, как к этому относиться. Ближе к 1920 году она, однако, поняла, что перемены в стране надолго и надо как-то с этим жить. А потому включилась в процессы, происходящие в государстве.

Взрослая жизнь

Чтобы вписаться в советскую действительность, писательница окончила Плановую академию Госплана в 30-х годах. Там она вникала в темы минералогии, энергетики и изучила прядильно-ткацкое дело. Работать Мариэтте приходилось на самых разноплановых участках - лектором, инструктором по ткачеству, статистиком, историографом на фабриках Ленинграда. В военные годы, являясь корреспондентом газеты "Правда" на Урале, она вступила в компартию. Скажем прямо, что работать в главном печатном органе СССР не мог человек беспартийный. Так что она еще долго продержалась...

Литературная деятельность

Мариэтта Шагинян была явно талантлива, но грани ее способностей выходили за предписанные рамки советского реализма. Ее сатирические романы "Приключение дамы из общества" и "Месс-Менд" были хорошо приняты, впрочем, как и реалистическая проза "Гидроцентраль". Кроме этого, она написала огромное количество агитационных и публицистических материалов, очерков по темам индустриализации. Отдельной строкой следует упомянуть серию книг "История фабрик и заводов", в создании которой Мариэтта принимала участие.

Ее работоспособность также была практически безграничной, она жила по принципу "Вижу цель, не вижу преград".

Ее круг общения был невероятно многогранен: сюда входили поэт Андрей Белый и композитор Сергей Рахманинов, живший за границей, переписка с которым была весьма объемной.

Шагинян понимала, что публикация накопленного материала невозможна без купюр, но все-таки приступила к созданию мемуаров. Цензура не пропускала то, что она хотела бы рассказать, поэтому приходилось урезать, умалчивать, говорить иносказательно или намеками. Последняя книга-автобиография М. Шагинян "Человек и время: История человеческого становления" была издана в 1980 году, но и в ней она не могла написать то, что хотела.

Perpetuum mobile

Ее энергичность была предметом шуток и эпиграмм. Поэт Владислав Ходасевич вспоминал, что Мариэтта постоянно находилась под воздействием очередной идеи или проекта, она темпераментно бросалась кого-либо обличать или спасать. Плохо разбираясь в людях, она имела доброе сердце, чем некоторые пользовались. Горячность и искренность оставались в ее натуре до последних дней, а прожила она 94 года.

Материальная сторона жизни ее мало заботила, она не суетилась по этому поводу, так что единственной "роскошной" вещью в ее доме было дореволюционное пианино. Ее круг интересов составляли музыка (М. Шагинян была постоянной посетительницей филармонии) и литература. Все свои сочинения она писала обычной перьевой ручкой, макая ее в чернильницу-непроливайку.

Писательница давно задумывалась об историко-биографическом цикле о Ленине. Наконец час настал, и Шагинян погрузилась в архивные документы...что едва не стоило ей свободы. Дотошная писательница обнаружила калмыцкие и еврейские корни вождя мирового пролетариата... Компромат был моментально скрыт от любопытных глаз, а в отношении Шагинян было издано секретное постановление ЦК. Отделалась она "легким испугом" только из-за хорошего отношения к ней И. В. Сталина...

"Въедливая старуха"

Мариэтта Сергеевна Шагинян - фигура неоднозначная. Ее вредный характер могли выдерживать люди, либо искренне ее любившие, либо воспринимавшие ее причуды по-доброму, но с легкой иронией. Многие считали ее выдающимся литератором, кто-то сочинял про нее анекдоты, а некоторые ее терпеть не могли. Не было только равнодушных к ее персоне.

Во времена хрущевской "оттепели" она все также вникала во все, что происходило в стране, позволяя себе перебивать Н.С. Хрущева во время его выступлений. Ее критические статьи в прессе о недочетах в проектировании промышленных объектов вынуждали конструкторские бюро переделывать свои огрехи. Разумеется, они не были преисполнены благодарности за это "въедливой старухе". В 1967 году "неистовая Мариэтта" опубликовала статью в "Известиях" о прекрасной организации производства на заводах концерна Fiat. Итальянским коммунистам статья не понравилась, но контракт на строительство автомобильного гиганта по образцу Fiat был подписан.

Ее последние годы жизни проходили в обычной двухкомнатной квартире, находившейся на первом этаже. "Совдеповская" мебель и предметы первой необходимости - вот все, что составляло ее окружение. 20 марта 1982 года ее не стало.

Со временем забылись ее литературные работы ввиду неактуальности тематики, но остались в памяти ее непримиримая горячность и добродушие. Она могла с самоиронией сказать начинающему писателю, пытающемуся заплатить за нее: "Я старая богатая писательница, а вы молодой бедный дебютант, так что никаких разговоров!"

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Интересна ли вам Мариэтта Шагинян как личность, и с кем из нынешних общественных деятелей ее можно сравнить?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.