Почему у нас все еще нет вакцины от ВИЧ-инфекции

Каждый день около 37 миллионов человек во всем мире борются с ВИЧ – вирусом иммунодефицита человека. Хотя методы лечения и профилактики ВИЧ-инфекции уже существуют, вакцины от нее до сих пор нет. В настоящее время ученые заняты разработкой множества подходов: некоторые из них являются профилактическими для людей, для которых повышен риск заражения, тогда как другие направлены на избавление от вируса, который скрывается в клетках.

Адаптивность ВИЧ

Цель любой вакцины – дать нашей иммунной системе правильное оружие для борьбы с вирусом. К сожалению, ВИЧ чрезвычайно адаптивен: он может изменять компоненты и становиться неузнаваемым. Именно поэтому многие усилия по созданию вакцины сталкиваются с ограничениями. Самым известным примером этой проблемы было испытание вакцины RV HIV, которое показало снижение уровня инфицирования ВИЧ на 31,2 % по сравнению с плацебо. Вакцина была безопасной и хорошо переносимой, но, к сожалению, оказалась только умеренно эффективной.

Вакцина RV144 не была успешной с точки зрения общественного здравоохранения, но оказалась очень важной для научных усилий. Иммунные анализы после исследования выявили сигналы, которые коррелировали с защитой или отсутствием защиты, что заложило основу для разработки улучшенных подходов. В сочетании с новыми научными открытиями эта информация увеличила шансы на успех для разработки эффективных вакцин и связанных с ними иммунных вмешательств, чтобы остановить ВИЧ-инфекцию и СПИД.

Уничтожение пептидов

Хотя поиск эффективного лечения является тяжелой работой, в настоящее время ученые реализуют несколько подходов. Ранее в этом году было объявлено, что однофазное тестирование одной из таких вакцин будет проведено в 2019 году.

Эта конкретная вакцина нацелена на уничтожение пептидов на поверхности вируса. Пептиды – это короткие цепи аминокислот (компоненты белков), которые ВИЧ использует для проникновения в клетки. Таким образом, уничтожение пептидов позволит остановить их проникновение и предотвратить заражение клеток вирусом. Последние результаты показали, что такой подход был эффективен для 31 % штаммов ВИЧ из 208 тестируемых. В ходе проведенных на животных тестов выяснилось, что вакцина эффективна только для нескольких видов, но в ученых есть основания полагать, что она будет работать также в организме человека. В ходе испытания 2019 года будут оцениваться побочные эффекты и ограничения безопасности вакцины.

Продуцирование антител

Недавно в Science Advances был опубликован еще один подход к разработке вакцин. Исследователи вводили животным антигены, которые были разработаны для стимуляции продуцирования предшественников антител. В конечном счете они развивались в bNAbs, или «широко нейтрализующие антитела», которые связывались с вирусом и окружали его, не позволяя заражать другие клетки. Недавно появилось сообщение, что первую направленную на получение bNABs вакцину будут тестировать в клинических условиях.

Сложная задача

Разработка эффективной вакцины против ВИЧ является сложной задачей из-за природы вируса и его взаимодействия с иммунной системой человека. Ни один человек в мире так и не смог избавиться от ВИЧ-инфекции, и ученым не известно о каких-либо корреляциях, с помощью которых можно было бы выяснить, какие иммунные ответы позволяют блокировать или устранять ВИЧ. Вакцина против ВИЧ остается важным инструментом для прекращения распространения вируса и СПИДа. За последние 5 лет число новых случаев ВИЧ-инфекцирования практически не уменьшилось, но оно может возрасти, если мы не увеличим усилия по профилактике.

«Умный» вирус

К сожалению, ВИЧ – это «умный» вирус. Атакуя и захватывая Т-клетки (один из важных компонентов иммунной системы), он отключает важнейшую линию защиты в организме человека. Обнаруженные в Т-клетках белки вирус использует для размножения, уничтожения самой клетки и распространения в организме хозяина. Вакцина и будущие методы лечения надеются дать новое оружие нашим иммунным клеткам.

Изучение вируса

Современные методы лечения позволяют сделать вирус неактивным. В результате вирусная нагрузка становится невидимой, что делает невозможной передачу вируса кому-либо. Тем не менее, вирус остается внутри клеток. Ученые все еще многого не знают о ВИЧ, поэтому решающее значение имеет работа, проделанная для изучения этих вопросов.

Кейт Бишоп, руководитель группы Retroviral Replication Laboratory в Институте Фрэнсиса Крика, говорит, что ученым до сих пор неизвестно, как именно вирус работает в клетках. Чтобы понять это, ученые рассматривают специфические вирусные белки и их взаимодействие с клетками. Какие еще белки они связывают, где и как это происходит. Поскольку это такая большая область для исследования, ученые фокусируются на ранних стадиях репликации после того, как вирус проникает в клетку.

Группа доктора Бишоп также рассматривает противоположный подход. Вирусу необходимо преодолеть определенные «противовирусные белки» или рестрикционные факторы. Это естественные барьеры клеток, направленные на то, чтобы остановить вирусы, и ученые хотят точно знать, как происходит заражение ВИЧ. Первый рестрикционный фактор был обнаружен в 2002 году, и с тех пор ему уделяют особое внимание при исследовании ВИЧ.

Невидимая борьба

«Понимание такого, какого рода борьба происходит между вирусом и, в данном случае, клетками человека, потенциально может привести к разработке лекарств против ВИЧ», - сказала доктор Паула Ордонез, главный научный сотрудник Лаборатории изучения взаимодействия ретровируса с хозяином. Ее лаборатория изучает эту «гонку вооружений» между ретровирусами, в том числе и ВИЧ, и организмом человека. Цель этой работы состоит в том, чтобы найти новые терапевтические стратегии для лечения или профилактики ретровирусов.

Доктор Ордонез надеется, что ее работа в этой области может привести к разработке низкотоксичных методов лечения. Их можно будет использовать для лечения младенцев, которые заражаются вирусом в утробе матери, а также для снижения потенциальных долгосрочных эффектов антиретровирусных препаратов для людей, живущих с ВИЧ на протяжении многих десятилетий.

Проблемы социальной стигмы в отношении ВИЧ-инфицированных

В ближайшем будущем, безусловно, можно рассчитывать на разработку эффективной вакцины против ВИЧ. Важное значение имеет поддержка исследований, но каждый из нас может сделать многое, чтобы бороться, например, со стигмой или прекратить распространение дезинформации о ВИЧ и СПИД.

Новые профилактические технологии, такие как доконтактная профилактика и самостоятельное тестирование ВИЧ, могут помочь уменьшить передачу вируса, говорит Чарльз Витцел, научный сотрудник Лондонской школы гигиены и тропической медицины. Чтобы профилактика ВИЧ была успешной, следует избавиться от таких барьеров, как стигматизация и отсутствие восприятия риска. Это особенно верно для тех групп людей, риск заражения ВИЧ у которых повышен.

Отсутствие публичных и спонсируемых правительством кампаний и «стигматизация» этой болезни политиками и религиозными лидерами, которая продолжалась не один год, безусловно, способствовали распространению невежества и непонимания в отношении ВИЧ и СПИДа. То же самое касается теоретиков заговора, которые пытаются всех убедить, что лекарства от ВИЧ – это подделка, либо же что самой болезни вовсе не существует.

ВИЧ затрагивает многие группы людей из-за социальных барьеров. Социальная стигма, нищета, недостаток образования, отсутствие доступа к медицинской помощи, расизм и гомофобия являются основными причинами того, что многие люди не могут получить необходимую им помощь. Не каждый человек способен найти лекарство от этой болезни, но борьба с невежеством – это то, что все мы можем и должны делать.