С возрастом мы можем начать терять обоняние. Пожилые люди могут быть не в состоянии определить специфический запах, отличить один аромат от другого или в некоторых случаях они могут быть не в состоянии обнаружить запах вообще.
Мы не знаем точно, почему это происходит, но мы знаем, что снижение нашей способности чувствовать запах может быть предиктором когнитивного снижения и часто встречается у людей с нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезни Альцгеймера и Паркинсона. И обонятельная дисфункция часто появляется до того, как проявляются другие когнитивные симптомы деменции.
Наши нейроны создают новые связи в ответ на опыт, и это может объяснить, почему обоняние может стимулировать наш мозг.
На самом деле, пожилые люди с трудностями в определении общих запахов, по оценкам, в два раза чаще развивают деменцию через пять лет, чем те, у кого нет значительной потери запаха. Но что если бы мы смогли научить людей обонять лучше? Может ли это помочь компенсировать снижение когнитивных способностей?
Недавнее исследование обонятельных тренировок у пожилых людей показало, что оно не только улучшало показатели по распознаванию запахов, но также было связано с улучшением других когнитивных способностей за пределами обонятельной сферы.
Как наши чувства связаны с нашим мозгом?
Процесс обоняния активирует сложную сеть в нашем мозге. Например, когда мы чувствуем запах розы, рецепторы в носу обнаруживают многочисленные молекулы, которые составляют запах этой розы.
Эта информация затем отправляется во многие области мозга (включая обонятельную луковицу и обонятельную кору, гиппокамп, таламус и орбитофронтальную кору), которые помогают нам обрабатывать информацию об этом запахе.
Чтобы идентифицировать запах как запах розы, мы получаем доступ к нашим хранящимся или запоминающимся знаниям об уникальной структуре молекул ее запаха. Выявление запаха считается когнитивной задачей.
Что такое обучение запаху?
Обучение запаху изучалось на различных животных, от мух до приматов. У тех животных, которые подвергаются множественному запаху, повышенное количество клеток мозга и больше связей между ними. Они также демонстрируют улучшенное обучение и память.
На сегодняшний день обучение обонянию у людей обычно включает в себя очень простой процесс распознавания ряда ароматов, представляющих основные категории - цветочных, фруктовых, ароматических или смолистых запахов, таких как роза, лимон, эвкалипт или гвоздика. Участников часто просят тренироваться утром и ночью.
Как правило, обучение пожилых людей длится несколько месяцев.
Когнитивное (или мозговое) обучение
Тренировка мозга как способ поддержания или улучшения когнитивной функции была тщательно исследована у пожилых людей с риском или уже диагностированным слабоумием.
Установленные подходы побуждают участников использовать стратегии обучения и памяти в ответ на визуальные или слуховые стимулы. На сегодняшний день, однако, формальная когнитивная тренировка не проводилась с использованием запахов.
Используя значительную нейропластичность нашей обонятельной сети и методы когнитивной тренировки, основанные на фактических данных, можно улучшить как обоняние пожилого человека, так и его когнитивные способности.
Что еще может помочь пожилым людям?
Текущие исследования, посвященные хоровому пению, театральному обучению и изобразительному искусству для пожилых людей, показывают, что участие в искусстве может улучшить здоровье, благополучие и независимость.
«Исследователи очень заинтересованы в том, чтобы выяснить, может ли и каким образом участие в занятиях искусством быть связано с улучшением когнитивных функций и памяти, а также с улучшением самооценки и благополучия. Ученые также заинтересованы в изучении того, как музыка может использоваться для уменьшения поведенческих симптомов деменции, таких как стресс, агрессия, возбуждение и апатия, а также для развития социального взаимодействия, которое имеет множество психосоциальных преимуществ», - говорит Лиза Онкен, доктор философии отдела поведенческих и социальных исследований НИА.
Музыка спасет мир
«Существует настоятельная необходимость в разработке новых, устойчивых и экономически эффективных подходов для улучшения жизни пожилых людей, - говорит Джулен Джонсон, доктор философии, из Калифорнийского университета, Школа сестринского дела в Сан-Франциско. - Пение в коллективном хоре может стать уникальным подходом для укрепления здоровья стариков, помогая им оставаться активными».
Участие в хоре показало положительные результаты в течение 6 месяцев. В частности это уменьшило чувство одиночества и повысило интерес к жизни. Однако когнитивные и физические результаты и расходы на здравоохранение существенно не изменились. Доктор Джонсон приписал усовершенствования хору, обеспечивающие значимую, регулярную возможность знакомиться с новыми людьми, создать социальную поддержку и повысить чувство принадлежности.
«Исследование показало повышенный интерес к жизни, потому что пение в хоре обеспечивало регулярную, структурированную деятельность для участников, - сказала она. - Доступ к регулярным занятиям в разнообразных общинах жизненно важен для пожилых людей, чтобы оставаться активными и участвовать в жизни своего сообщества».
Театр помогает справиться с деменцией
Северо-Западный университет нашел другую форму искусства, театральную импровизацию, способную помочь пожилым людям с ранней деменцией стать социальными и улучшить качество их жизни. «Ансамбль памяти» предназначен для людей с недавно диагностированной болезнью Альцгеймера и другими типами деменции, которые ищут возможности участвовать в программах, которые соответствуют их потребностям», - говорит Дарби Морхардт, доктор философии, основной лидер в области аутрич-работы, найма и обучения в Центре когнитивной неврологии и болезни Альцгеймера Северо-Западного Мезулама.
69 участников «Ансамбля памяти» учатся тому, как использовать свои инстинкты, креативность и непосредственность, чтобы исследовать и создавать импровизационный театр.
Установление связи между музыкой и мозгом
Исследования в области музыки, театра, танца, творчества и других видов искусства, основанных на участии, показывают перспективу улучшения качества жизни и благосостояния пожилых людей, от улучшения когнитивных функций, памяти и чувства собственного достоинства до снижения стресса и усиления социального взаимодействия.
«Мы знаем, что лечение слабоумия с помощью лекарств на самом деле может запутать людей, - говорит профессор Бейкер. - Нам нужно проявлять творческий подход в поиске способов, с помощью которых люди с деменцией могут справляться с проблемами, с которыми они сталкиваются, и в решении таких проблем, как беспокойство и депрессия».
«С музыкой они действительно вовлечены таким образом, что они не занимаются другими делами, - также сообщает профессор Бейкер. - Они предлагают свои идеи и перспективы. Они с удовольствием спорят друг с другом о том, какой, по их мнению, должна быть лирика и соответствует ли текст мелодии».
Но что по-настоящему поразило профессора Бейкера, так это то, что участники вспомнили музыку, которую они создали.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание