Самоубийство и генетика: как они связаны?

Ученые установили, что риск смерти от суицида обусловлен генетической предрасположенностью, а не только внешними факторами. Было выявлено четыре гена, которые несут за это ответственность. Кроме того, сотни других генов еще не изучены, но они тоже могут влиять на суицидальное поведение.

Актуальность проблемы

Согласно данным ВОЗ, ежегодно 800 000 человек умирает в результате самоубийства. Среди людей в возрасте 15-29 лет суицид – вторая по частоте причина смерти во всем мире. В США примерно 45 000 человек ежегодно добровольно уходят из жизни. Это ставит суицид его на десятое место в списке причин, приводящих к смерти людей всех возрастов.

Чаще всего, самоубийство совершают белые мужчины среднего возраста. Внешние факторы имеют определенное влияние на суицидальное поведение, но немалую роль играет и генетика. Некоторые исследователи утверждают, что генетические предпосылки обусловливают суицид на 50 %.

Исследование, опубликованное в журнале «Молекулярная психиатрия», использует технику генетического секвенирования, чтобы выявить факторы, повышающие риск самоубийства. Доктор Дуглас Грей, профессор психиатрии из университета Юты, является ведущим специалистом в этом исследовании. Он заявляет, что изучение семейных предпосылок и феномена близнецов позволяет предположить, что риск суицида имеет генетическое происхождение.

Гены – это канва поведения. Первый шаг исследования - установить, какие гены приводят к повышенному риску. Если их идентифицировать, то, возможно, получится найти способы лечения тех, кому это может понадобиться, объясняет доктор Грей.

Ход исследования

Чтобы выявить эти гены, доктор Грей и группа исследователей взяла для эксперимента 43 семьи с опасными наклонностями. Сконцентрировав внимание на генетически-гомогенной группе, ученые отсекли вероятность влияния факторов окружающей среды, таких как стресс, вызванный разводом, отсутствием работы, потерей любимого человека. Был также исключен риск, связанный с профессиями, представители которых имеют доступ к оружию и медикаментам, с помощью которых часто совершается суицид.

Хилари Кун, профессор психиатрии и соавтор исследования, рассказала о методах, которые использовались в процессе: ученые начали с изучения генетических изменений, который могут влиять на структуру и функционирование гена.

Кун говорит, что исследователи изучили случаи суицида у дальних родственников в 43 семьях, использовав их в качестве "увеличительного стекла", через которое проанализировали генетический материал».

Доктор Грей и его команда изучили 1 300 образцов ДНК людей, умерших в Юте в результате самоубийства.

Результаты

Анализ выявил специфические отклонения в четырех генах: SP110, AGBL2, SUCLA2 и APH1B. Также ученые обнаружили дополнительный ген 207, который, возможно, является ключом к разгадке и требует дальнейшего тщательного изучения.

Исследователи соотнесли 18 из этих генов с риском суицида и 15 – со склонностью к воспалительным заболеваниям. Это является подтверждением теории, что склонность к частым болезням связана с психическим здоровьем.

В целом исследование дало несколько направлений для изучения, как объясняют авторы.

Дополнительные факторы

Ученые подчеркнули, что в их работе не было учтено еще несколько дополнительных обстоятельств, например, то, что все изученные случаи самоубийства произошли среди людей, родом из Северной Европы.

Кроме того, исследователи не имели доступа к истории психического здоровья каждого человека, а это могло сказаться на результатах.

Профессор Кун заключает, что их открытия – лишь вершина айсберга. Они будут продолжать исследовать генетический материал, вызывающий предрасположенность к суициду.