Вдохновение: как поймать состояние "творческого потока"

Чтобы творить, нужно вдохновение – об этом знает даже ребенок. Но где его взять? Михай Чиксентмихайи, наблюдавший во времена своего детства разорение, царившее в европейских державах после Второй мировой войны, считает, что он в некоторой степени познал истоки творческого потока. Будучи ребенком, он следил за взрослыми, прикладывающими невероятные усилия, чтобы вернуть свою жизнь в нормальное русло. Он видел, как многие просто не могли собраться с силами, даже чтобы начать. Глядя на все это, еще совсем юный Михай задумывался о том, что делает жизнь наполненной достойной идеей и целью. Из родной Венгрии он уехал жить в Америку, поступил в университет и стал исследовать психологию, дабы найти ответ на вопрос, не дававший ему покоя с детства.

Деньги, счастье и творчество

Как можно познать творческий экстаз? Как жить ради этого? Связано ли это с обеспеченностью? Некоторые психологи считают, что финансовая стабильность – это вовсе не основное условие для пробуждения творческой жилки. Более того, деньги не столь важны и для благосостояния в целом. Как показали исследования, есть определенная планка. Если доходы ниже этого уровня и растут, счастье человека увеличивается значительно, выше уровня любая прибыль дает лишь небольшой прирост личного счастья и способности творить. Так где, в чем секреты счастья, отчего человек может познать это невероятное чувство в полной мере?

Варианты и объяснения

Иные художники заверяют, что в своих картинах они выражают собственное видение идеальной жизни. Чиксентмихайи убежден, что все люди, занимающиеся творчеством, владеют ключами к тайнам. Люди, работающие над проектами, вдохновляющиеся каждой новой минутой в своем труде, счастливы даже в случае, когда итог не обещает богатства и не сулит известности. Можно ли считать такую работу жертвой? Если они счастливы – вряд ли. Как рассказал исследователю один композитор, он постоянно находится в состоянии абсолютного восторга, когда ему удается воплотить в звуках то, что возникло в его воображении. Он не опасался потери времени, он просто отдавался во власть музыки. Чиксентмихайи опросил не только творческих людей. Он общался со спортсменами, включая шахматистов. Все они описывали сходные ощущения. Творческий поток, про который говорили эти люди, ассоциировался у них с субъективным ощущением благополучия. Они считали себя счастливыми людьми, довольными своей жизнью. Это состояние влияло на их производительность, мотивацию.

Что это такое?

Исследователь посчитал, что во время работы эти люди погружаются в состояние, напоминающее транс. Оно характеризуется абсолютной поглощенностью тем, что персона делает. При этом уровень концентрации сравнительно легкий, поддерживать ее несложно. Он решил обозначить это состояние творческим потоком. Впервые такой термин применили четыре десятилетия тому назад. Чиксентмихайи с тех пор не останавливается: он исследует выбранное направление глубже, привлекая коллег. Психолог общался с альпинистами, совершающими восхождения в Гималаях, работал с монахами-доминиканцами и пастухами в пустыне Навахо. Тысячи, многие тысячи собеседников делились с ним своим опытом. Как считает исследователь, люди могут погружаться в творческий поток, когда увлечены работой, хобби. Не играет роли обстановка – это возможно и в горах, и в монастыре, и в своей городской квартире.

Условия и транс

Несколько лет назад Чиксентмихайи, выступая с научным докладом, сообщил, что бывает такое состояние человека, при котором концентрация особенно интенсивна. Это рождает ощущение словно бы экстаза. Человек точно знает, что он хочет сделать, в какой последовательности нужно совершать действия. Он получает незамедлительную обратную связь. Он знает, что должен сделать, чтобы добиться успеха. Иногда он понимает, что это сложно, но время исчезает и происходит погружение в процесс. Деятель забывает себя самого и ощущает себя частью чего-то большего. Творимое в таком состоянии всегда полезно для общества.

Термины и формы

Некоторые именуют состояние творческого потока периодом гиперфокуса. Кто-то называет это «нахождением в зоне». Терминов много, но суть одна – и это не просто духовный статус, но период, когда даже физиология меняется. В 2010-м в Швеции организовали исследование пианистов, погрузившихся в музыкальный транс. Заметили, что они углубленно дышат, а их сердце сокращается медленнее обычного. Лицевые мышцы, благодаря которым человек улыбается, оказались постоянно активными. Получение подобного опыта – это очень ценный момент жизни человека. Он важен за пределами ситуации.

Творческий поток дарит ощущение благополучия, позволяет познать довольство жизнью и счастье в целом. Некоторые от природы склонны к такому состоянию. Это особенно присуще тем, кто открыт новому, добросовестно исполняет свою работу и не обладает склонностью к невротическим состояниям. Как считают психологи, можно вызвать гиперфокус и самостоятельно, если приложить усилия.

Что делать?

Первое и основное – обеспечить себе подходящие условия. Лондонский психолог Монета рекомендует избегать шума и не прерываться, не отвлекаться от работы. Многое зависит от характера деятельности. Чтобы добиться состояния творческого потока, нужно участвовать в том, что важно и значимо для человека, но при этом кажется достаточно сложным. Персона должна понимать, что обладает навыками, позволяющими справиться с проблемой. Больше шансов добиться гиперфокуса, если работа ведется над вопросами, уже знакомыми по прежнему опыту. Необходимо подбирать задачи адекватного уровня сложности, не слишком легкие, дабы избежать скуки, и не слишком сложные, чтобы не стать жертвой стресса. Имеет смысл думать о тех, кто уже справился с подобным. Например, катаясь на катке, можно думать об опытном фигуристе, который вдохновляет учиться и быть лучше.

Аспекты деятельности

Отмечено, что при повышенном уровне концентрации немного понижается кровяное давление. Физиологические параметры говорят о том, что человек лучше себя чувствует. Правда, контролировать состояние можно не всегда. Котлер, работавший над исследованием производительности человека, указывает, что творческий поток всем кажется полезным и применимым на практике, дающим ряд преимуществ, но остающимся случайным. Человек не может взять его под контроль. Можно прикладывать усилия, чтобы такие случаи происходили чаще, но нельзя полностью доминировать над ситуацией. Монета, в свою очередь, говорит о возможности повышенного утомления от такого состояния. Если приходится работать над крупными проектами, состояние гиперфокуса может приходить часто, одновременно человек вынужден делать множество мелких и скучных работ, которые создают высокий уровень стресса.

Сознание и усилие

Иногда основная причина невозможности достижения гиперфокуса – слишком сильное стремление к нему. Если человек так думает, он может прийти к состоянию осознанности. Оно же появляется вместо творческого потока, если персона слишком сильно устала. Внимательность, осознанность – это в некоторой степени двоюродная сестра желаемого гиперфокуса.

Во многом эти явления похожи. Если удается достичь одного, но ускользает другое – это уже путь к счастью.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Знакомо ли вам по личному опыту состояние творческого потока?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.