Что делает фильм культовым?

Такие фильмы, как "Унесенные ветром" и "Крестный отец", приветствуются как шедевры почти с того момента, как их видят первые зрители, и их критический и кассовый успех отражает это. Но есть и другие фильмы, которым удается завоевывать любовь тысяч зрителей в течение более длительного периода времени. Они медленно набирают поклонников и восхищение через сарафанное радио, распространяемое теми, кто был покорен кинолентой после просмотра.

Определение понятия

Термин «культовый фильм» (а позднее «культовая классика» как эпоха кино) используется для описания фильма, который становится объектом поклонения, почитания, своего рода культом среди фанатов.

Такие успешные франшизы блокбастеров, как "Звездные войны" и "Гарри Поттер", имеют массу восторженных поклонников. Они оказывают влияние на мировую культуру, следовательно, могут называться культовыми. Но все же термин "культовые" чаще используют в другой ситуации. Зачастую так называют фильмы менее успешные в финансовом отношении, но завоевавшие сердца миллионов поклонников.

В истории кинематографа существует немало примеров успешных в прокате фильмов, которые забываются вскоре после прекращения их показа в кинотеатрах. Немногие киноленты вдохновляют на такую глубокую преданность, что развивают культы с растущим числом последователей. Количество поклонников таких лент растет за счет того, что страстные фанаты распространяют информацию о них. Ведь с их точки зрения посмотреть такое кино должен каждый.

Даже киноведы не могут прийти к единому мнению в отношении того, что такое культовый фильм. Одни считают обязательным атрибутом такого кино противопоставленность массовым кинематографическим тенденциям. Другие возражают, указывая на то, что подобные картины – это часть мейнстрима. Третьи отмечают, что нет никакой системы в приобретении статуса культового произведения, так как это случайный процесс, который не поддается стратегическому анализу.

Единственное, в чем сходятся мнения специалистов – это обязательное наличие у культового фильма сплоченного фанатского сообщества.

История культовых фильмов

В эпоху классического Голливуда немногие киноленты имели возможность стать культовыми из-за регулярного оборота в театрах и отсутствия последующего распространения в средствах массовой информации, таких как телевидение или домашнее видео. Тогда не было средств, позволяющих зрителям видеть фильмы за пределами кинотеатров.

В начале 1970-х годов театры в нескольких крупных городах начали показ «неликвидных» фильмов в качестве полуночных. Это были киноленты малобюджетные, не вписывающиеся в медийную культуру или попросту непопулярные. Показы часто длились в течение нескольких месяцев или даже лет, если билеты продолжали продаваться. Например, «Крот» (El Topo, 1970), «Розовые фламинго» (Pink Flamingos, 1972) и «Тернистый путь» (The Harder They Come, 1972), демонстрировались в театрах, таких как знаменитый театр Elgin в Нью-Йорке, на протяжении весьма длительного времени. Самый известный "полночный" фильм всех времен «Шоу ужасов Роки Хоррора» (The Rocky Horror Picture Show) был в непрерывном ограниченном показе с 1976 года. Постоянные посетители наизусть читают диалоги параллельно с фильмом, одеваются, как их любимые персонажи, и бросают различные предметы в экран (к большому раздражению владельцев кинотеатров и уборщиков).

Спустя годы телевидение возьмет это на вооружение. В поисках дешевого контента многие телеканалы будут демонстрировать ужасы, триллеры и просто очень странное кино в ночные часы.

Хотя популярность ночных показов уменьшилась с введением домашних медиа, это не изменило энтузиазма аудитории и любви к культовым картинам. Фактически VHS помогла распространению популярности бесчисленного количества культовых кинолент, что дало многим из них новую жизнь.

Жанры картин, которые были признаны культовыми, варьируются от лаконичной научной фантастики до высокохудожественных фильмов ужасов. Но у них есть некоторые общие характеристики, присущие если не всем, то многим кинолентам, сформировавшим вокруг себя культ.

Вне мейнстрима

Многие культовые фильмы не пользуются популярностью у широкой аудитории, по крайней мере, изначально.

Во многих случаях это низкобюджетные картины в ограниченном выпуске. Реже - крупнобюджетные студийные релизы, которые проваливаются в прокате. В обоих случаях зрители, у которых есть возможность увидеть эти фильмы, распространяют информацию о том, что они видели. Постепенно популярность киноленты растет неожиданными и непреднамеренными способами даже среди зрителей, которые проигнорировали ее во время показа в кинотеатрах.

Кино без границ

Многие культовые фильмы становятся популярными из-за их спорного или шокирующего характера. Киноленты, подобные «Шоу ужасов Рокки Хоррора», ломают сексуальные табу. А «Святые из Бундока» (The Boondock Saints, 1999) имели огромный успех на DVD после неудачного релиза всего в пяти кинотеатрах из-за своего жестокого содержания. В то время как основная аудитория и критики могут найти такой контент неприятным или даже совершенно неприемлемым, другие ценят кино за оригинальность и смелость изображения запретного.

До цифрового распространения многие фильмы ужасов от кинематографистов, работающих в таких странах, как Япония, Испания и Италия, продавались на VHS и DVD. В том числе такие, которые никогда не видели официального театрального релиза.

Среди киноманов быть в курсе редких и малоизвестных картин стало поводом для гордости за себя.

Вне времени

В то время как многие бюджетные блокбастеры исчезают из поля зрения публики после завершения их первоначальных театральных показов, популярность культовых лент продолжает расти. Касается это и фильмов, которые поначалу распространялись только через полуночные показы и VHS или DVD-копии. Интернет и цифровая потоковая передача увеличили популярность некоторых из них в геометрической прогрессии.

Например, «Большой Лебовски» (The Big Lebowski, 1998) имел разочаровывающие кассовые сборы в своем первоначальном выпуске, но его устойчивая популярность с тех пор вдохновила проведение ежегодного Lebowski Fest. Возникла даже религия под названием Dudeism (дудаизм), происходящим от прозвища главного героя.

Немногие произведения киноискусства могут производить такой эффект на аудиторию и заслужить непроходящую преданность фанатов. Это делает культовые фильмы, пожалуй, лучшим типом кино, превращая их в неиссякаемый источник удовольствия для самых верных поклонников.

Часть культурного кода

Еще одним сравнительно объективным показателем можно считать переход атрибутов фильма в субкультутру или поп-культуру. Это могут быть цитаты, переходящие в разговорную речь, имитация стиля одежды героев и даже перенимание их жизненных принципов и мировоззрения.

Могут появляться анекдоты, стихи и песни о героях киноленты, формируя оригинальный вид фольклора.

Все это прочно входит в жизнь, становясь частью истории культуры в целом.

Хуже некуда

Порой фильм становится культовым потому, что он просто ужасен. «Косяковое безумие» (варианты перевода «Прокуренные мозги» и «Конопляное безумие») (Reefer Madness, 1936), «План 9 из открытого космоса» (Plan 9 from Outer Space, 1959) и «Комната» (The Room, 2003) обычно считаются тремя худшими кинолентами из всех когда-либо созданных. Но именно поэтому некоторые поклонники считают их настолько интересными.

Эти три ленты - всего лишь несколько примеров веселых плохих картин, которые были популярны в полночь.

Другие культовые фильмы популярны, несмотря на низкое качество производства. Troma Entertainment выпустила десятки картин, которые рассматриваются как культовая классика, хотя многие из них имели чрезвычайно низкие бюджеты. Самая известная лента, «Токсичный мститель» (The Toxic Avenger, 1984), была настолько популярна, что независимая студия сместила фокус с секс-комедий на ужасы (как страшные, так и комические) в попытке повторить свой успех.

А такие культовые фильмы, как "Ночь живых мертвецов" (1968) и "Зловещие мертвецы" (1981) уже в некотором смысле переросли свой культовый статус, поскольку признание их качества теперь широко распространено. Хотя в свое время релиз и не принес им ни успеха, ни кассовых сборов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.