Любите смотреть фильмы ужасов? Узнайте кое-что интересное о себе

Одним нравятся классические «Кошмар на улице Вязов» и «Пятница 13-го», другим – треш (как «Сканнеры» Дэвида Кроненберга и «Муха»), а третьим – психологические триллеры, подобные ленте Романа Полански «Ребенок Розмари» или «Дитя тьмы» Жауме Кольет-Серры.

Но почему мы любим смотреть страшное кино? Профессор социальной и организационной психологии в Университете Утрехта Джеффри Гольдштейн утверждает, что люди ходят на фильмы ужасов, потому что они хотят испугаться, иначе бы они не делали этого дважды. Они выбирают себе развлечение, потому что желают, чтобы оно на них повлияло. Это, безусловно, относится и к фильмам ужасов, которые оказывают сильнейшее психологическое воздействие.

Кроме того, зрители хотят, чтобы в конце была справедливая развязка. Плохой парень должен получить свое. Им нравится смотреть на такие вещи, хотя они и вызывают у них беспокойство. Но люди способны контролировать степень оказываемого на них эмоционального или другого воздействия, уделяя происходящему столько внимания, сколько им нужно.

Теория Глена Уолтерса

Согласно статье 2004 года в журнале «Психология СМИ» доктора Глена Уолтерса, тремя основными факторами, которые заставляют триллеры привлекать внимание, являются напряженность (порожденная неопределенностью, тайной, страхом, шоком и кровью), релевантность (которая может быть личной, культурной, страхом смерти и т. д.), и (что несколько парадоксально с учетом второго фактора) нереальность. Уолтерс ссылался на ряд психологических работ, поддерживающих его утверждение.

Например, Хайдт, МакКоли и Розин, исследуя отвращение, показали студентам три документальных фильма, отражающих ужасы в реальной жизни. В первом демонстрировался процесс работы бойни: коров оглушали, убивали и разделывали. Во втором случае была показана живая обезьяна, голову которой разбивали молотком, чтобы вскрыть череп и подать ее мозг в качестве десерта. В третьем врачи во время операции снимали кожу с лица ребенка. 90% студентов отключили видео до того, как оно закончилось. Даже большинство смотревших до конца сообщили, что увиденное их встревожило. Тем не менее, многие из них готовы были платить деньги, чтобы посмотреть премьеру нового фильма ужасов с гораздо большим количеством крови, чем в кадрах хроники, которую они находили отвратительной.

МакКоли задался логичным вопросом: почему студенты нашли документальные кадры такими неприятным, но смотрели до конца картину с заметно более жестокими и кровавыми сценами? Его ответ заключался в том, что вымышленный характер кино дает зрителям ощущение контроля, устанавливая психологическую дистанцию ​​между ними и наблюдаемыми насильственными действиями. Большинство осознает нереальность снятых событий, что позволяет им дистанцироваться ​​от того, что они видят на экране. Есть свидетельства того, что фильмы ужасов более негативно воздействуют на молодых зрителей, воспринимающих их как реальность, чем на тех, которые понимают, что это вымысел.

Причины привлекательности

Согласно исследованию Дейрдры Джонстон, опубликованному в Human Communication Research в 1995 г., есть 4 основные причины, по которым нам нравятся фильмы ужасов. Это кровь, сильное волнение, независимое наблюдение и сложность ситуации. Данные причины также обсуждались в отношении различных настроений таких, как страх, сопереживание и поиск ощущений. По мнению Джонстон, 4 мотива связаны с когнитивными и эмоциональными ответами зрителей на фильмы ужасов, а также с тенденцией идентифицировать себя с убийцами или жертвами. Согласно исследованию,

  • любители кровавых сцен, как правило, имели низкую эмпатию, высокую чувствительность и (только мужчины) идентифицировали себя с убийцей;
  • искатели острых ощущений, как правило, больше сопереживали и представляли себя жертвами;
  • независимые наблюдатели обычно сочувствовали жертве и имели сильное положительное чувство преодоления страха;
  • любители сложных ситуаций обычно сопереживали жертве, но характеризовались отрицательным эмоциональным состоянием (особенно чувством беспомощности).

Психоанализ

Существует много теорий о том, почему мы любим смотреть фильмы ужасов. Например, психоаналитик д-р Карл Юнг считал, что они воздействуют на первичные архетипы, глубоко погруженные в наше коллективное подсознание. В этом жанре важную роль играют образы тени и матери. Однако, как и почти все психоаналитические теории, их трудно проверить эмпирически.

Другая теория, возможно, восходит еще к Аристотелю и касается понятия катарсиса. Мы смотрим жестокие и пугающие фильмы, чтобы избавиться от негативных эмоций или агрессии. Этот аргумент также предложен как объяснение того, почему некоторые любят играть в жестокие видеоигры.

Перенос возбуждения

Теория переноса возбуждения доктора Дольфа Цильмана является продолжением теории катарсиса. Она говорит о том, что отрицательные эмоции, вызываемые фильмами ужасов, усиливают позитивные ощущения, когда герой торжествует в финале. Но как насчет сюжетов, в которых этого не происходит? Кроме того, некоторые исследования показали, что зрители испытывают большее удовольствие именно во время страшных сцен.

Любопытство и увлекательность

Согласно режиссеру Ноэлу Кэрроллу, фильмы ужасов не отражают повседневное нормальное поведение, поэтому являются такими захватывающими. Исследования показали, что есть корреляция между людьми, которые принимают поведение, нарушающее нормы, и интересом к триллерам.

Но это не объясняет, почему некоторые зрители реагируют положительно, когда нарушители нормы, такие как сексуально неразборчивая подростковая пара, преступник, прелюбодей, наказываются и гибнут в ходе сюжета.

Наслаждение наказанием тех, кто его заслуживает, составляет основу Теории диспозиционального выравнивания. Нам нравятся фильмы ужасов, потому что убитые заслужили свою участь. Это дает нам представление о том, кого зрители хотят видеть мертвым, но не объясняет причину популярности жанра.

Любовь к острым ощущениям

Другая теория, выдвинутая Марвином Цукерманом в 1979 году, основывается на том, что люди, которые набирали наибольшее количество баллов по шкале поиска острых ощущений, часто сообщали о большем интересе к американским горкам, банджи-джампингу и фильмам ужасов. Исследователи нашли корреляцию, но она не всегда значима. Даже сам автор отметил, что выбор только одной черты не учитывает факта, что есть много вещей, которые привлекают людей к фильмам этого жанра.

Гендерная теория социализации

Ее выдвинул в 1996 г. Дольф Цильман. 36 студентов и 36 студенток смотрели фильм ужасов в присутствии ровесника противоположного пола с низким или высоким начальным эмоциональным уровнем, который выражал господство, безразличие или тревогу. При этом мужчины наслаждались кино больше в компании несчастной женщины, и меньше в обществе самоуверенной. Девушки получали больше удовольствия от просмотра с уверенным юношей и меньше – с беспокойным сверстником. Но эти данные не объясняют, почему некоторые ходят в кино одни или что происходит в более старшем возрасте.

Отражение страхов общества

Согласно культурологу Дэвиду Скалу, фильмы ужасов просто отражают наши общественные страхи. Монстры-мутанты появились в 50-х годах из-за страха перед ядерным апокалипсисом, зомби 60-х связаны с Вьетнамом, «Кошмар на улице Вязов» был следствием недоверия к авторитетам после Уотергейта и снова зомби 2000-х отражали боязнь вирусной пандемии. Но есть множество фильмов, которые не соответствуют этой теории. И они работают на универсальном уровне, пересекающем национальные границы.

В принципе, ни одна из упомянутых теорий полностью не объясняет, почему нам нравятся фильмы ужасов. Разные люди делают это по разным причинам, и еще не дано исчерпывающее объяснение мотивов каждого.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.