"Список Шиндлера" : реальные факты о фильме

Фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера", вышедший на экраны в 1993 году, был номинирован на множество премий и немало из них получил. Отмечая четвертьвековой юбилей выдающейся киноленты, напоминаем положенную в основу сюжета реальную историю и, главное, рассказываем о пяти малоизвестных фактах, связанных с созданием фильма.

Удивительная история гражданского героизма, переложенная на язык кино

Фильм основан на книге Томаса Кенилли "Ковчег Шиндлера" и повествует о германском промышленнике Оскаре Шиндлере, который умудрился спасти более тысячи евреев от преследования нацистов в фашистской Европе.

Выдавая себя за сочувствующего агрессивной политике Гитлера, Шиндлер прилюдно водил дружбу с высшими чинами Рейха, одновременно рискуя репутацией и жизнью, пряча у себя на заводах, под видом рабочих, человека за человеком.

Фильм мог быть снят еще в 60-х годах

Задолго до того, как Спилберг и Кенилли услышали о вкладе Оскара Шиндлера в историю, наследие его подвига пребывало в совершенно неожиданном месте - в одном из магазинов галантерейных изделий Беверли-Хиллз.

Кенилли поведал журналистам, как в 1980 году покупал новый портфель, и Леопольд Пейдж (настоящее имя Полдек Пфефферберг), владелец торговой точки, узнав в процессе общения, что Томас - писатель, начал говорить о Шиндлере, которому был обязан жизнью.

Этот рассказ зародил в уме Кенилли идею, реализованную позже в книге. Он стал тем прозорливым человеком, который помог сделать удивительную историю всемирным достоянием, но не единственным, связанным с шоу-бизнесом, с кем говорил владелец галантерейного магазина.

В начале 1960-х годов Леопольд обратился за поддержкой к мужу своей клиентки - продюсеру Марвину Гошу. Когда женщина передала настойчивые пожелания торговца и встреча состоялась, Гош упрекнул его в назойливости. Однако, услышав историю, изменил свое мнение, и компания "MGM Studios" приобрела права на экранизацию.

Для написания сценария был пригашен Говард Кох, он был одним из тех, кто трудился над созданием знаменитой "Касабланки". Были проинтервьюированы другие евреи, спасенные Шиндлером, и даже сам герой. Однако проект так и не реализовали. Интересно, увидели ли бы мы тогда блистательную игру Лиама Нисона и Рэйфа Файнса в экранной версии Спилберга?

В 1982-м вышел роман Кенилли "Ковчег Шиндлера". Он получил за него Букеровскую премию - одну из самых престижных английских литературных наград. И вскоре книга попала к Спилбергу. Из ее сюжета была взята кинематографическая судьба Шиндлера. В то время режиссер постоянно задавался вопросом, насколько события в книге соответствуют реальности.

Спилберг пытался найти других режиссеров для "Списка Шиндлера"

Спилберг не чувствовал себя достаточно зрелым, чтобы браться за такую работу.

Сначала экранизировать историю предлагалось Роману Полански. Одним из тех, кого Стивен пытался убедить, также был Сидни Поллак. История в итоге попала на стол Мартина Скорсезе. Однако в это время сам Спилберг уже стал старше, а в СМИ начали муссироваться идеи отрицания Холокоста. Ситуация обеспокоила режиссера, и он решил сам возглавить производство фильма, не откладывая более.

Спилберг почувствовал себя готовым приступить к работе лишь почти десять лет спустя после прочтения романа Тома Кенилли.

Одновременно был создан "Парк Юрского периода"

Даже вкладывая небольшие (по меркам киноиндустрии) деньги - 22 миллиона долларов, - компания "Юниверсал" (Universal) не желала их терять, напротив. Однако гарантировать успех трехчасовой трагичной киноленты не могло даже имя Спилберга.

И режиссера практически вынудили взяться за параллельный потенциально кассовый проект - приключенческую фантастику - "Парк Юрского периода" (его бюджет составил в три раза больше). В итоге "Список Шиндлера" не только не провалился в прокате, но принес более 300 миллионов долларов ("Юрский период" опередил его на 80 миллионов).

Девочка в красном пальто - реальный человек

Единственным ярким визуальным образом монохромной ленты стала маленькая девочка в красном пальто. Это не мастерский акцент, не придуманный режиссером художественный прием - в фильме показана версия жизни реального ребенка, изображенная в соответствующем вещам цвете. Малышка с матерью бежали из краковского гетто и прятались от нацистов в доме сочувствующей им семьи.

Теперь Рома Лигоцка (так зовут прообраз экранного персонажа) уже взрослая женщина. Она художник и автор автобиографичного литературного произведения о Холокосте "Девочка в красном пальто".

По ее словам, девочка в красном пальто в фильме является символом всех детей, погибших во время нацистского режима. Только в Польше было убито 1,5 миллиона. "Переживания персонажа фильма и моего идентичны, с одним важным отличием - я выжила".

Спилберг снял фильм бесплатно

Стивен Спилберг не уклонялся от описания гонорара в самых суровых терминах: "...кровавые деньги".

Он посчитал себя не вправе присваивать хотя бы часть дохода от проката картины. Спилберг вложил немалые средства в просвещение, создав учреждение Usc Shoah Foundation Institute for Visual History and Education - огромный исторический видеоархив, где содержатся свидетельства о более чем 50 000 выживших.

Спилберг решил донести до современников не только переживания, воссозданные в кино, но показать реальный опыт людей, наряду с художественным отображением представления об этом ужасном времени.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.