Плакаты к голливудским фильмам в кинотеатрах Ганы: уникальная выставка в Лондоне

В Лондоне открылась выставка, на которой представлены афиши к голливудским фильмам, которые в разные годы были изготовлены в Гане. Интерес коллекционеров именно к этой африканской стране не случаен. Посетители выставки поражаются, как неожиданно местные художники подходили к задаче прорекламировать очередной американский блокбастер.

Особенности афиш

Коллекционер и куратор выставки Карун Такар подчеркивает, что это не просто афиши, а оригинальные и уникальные картины, написанные маслом. Их делали высотой до двух метров.

На выставке "Африканский взгляд" представлено более 100 плакатов. Они были созданы с конца 1970-х до начала 2000-х годов. По сути, это раскрашенные вручную рекламные щиты, которые выставлялись в общественных местах, на обочинах, рынках. Они представляли фильмы, которые привозили из Голливуда, Болливуда, Нолливуда и снимали в самой Гане.

"Парк Юрского периода"

Постеры часто до ужаса безвкусны. По ним просто невозможно понять, о чем в действительности тот или иной фильм.

Например, на афише, посвященной фантастической приключенческой картине Стивена Спилберга 1993 года "Парк Юрского периода", изображен странного вида динозавр, съедающий человека. Рядом еще один мужчина, который почему-то играет в гольф.

Все это указывает на то, что художники, рисовавшие эти плакаты, скорее всего, не видели самого фильма. Возможно, нарисовав гольфиста, они просто хотели подчеркнуть, что действие этой кровожадной картины разворачиваются в Америке, а может быть, просто фантазировали.

"Вспомнить все"

В 1990 году на экраны всего мира вышел приключенческий фантастический фильм Пола Верховена "Вспомнить все" с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Гана не стала исключением.

Мы все привыкли, что на постерах изображают главных героев, пытаются передать дух, смысл или идею картины. Ганские художники, по всей видимости, другого мнения.

Они решили концентрироваться на деталях, изобразив марсианку с тремя грудями, хоть она и появляется на экране только в одной сцене из почти двух часов, которые длится фильм.

По этому плакату наглядно можно понять, что главной целью было привлечение внимания зрителей. Людей таким образом стимулировали прийти в кинотеатр и отдать свои деньги. Пусть даже в кино они видели совсем не то, что им обещали на афише.

Детали сеанса

Стоит отметить, что кинотеатры в то время в Гане были совсем не такими, какими мы бы могли их представить. Фильмы демонстрировали на большой стене, проектор ставили в грузовик. Электричество обеспечивал дизельный генератор, так что кинопоказ можно было устроить практически в любом месте.

На многих афишах можно рассмотреть детали сеанса. Например, то, что большинство фильмов начинались в 20.30, а за билет нужно было заплатить 300 ганских седи.

Такар отмечает, что производство афиш было частью кинематографического бизнеса. Предприниматели хотели, чтобы в залах было полно народа. Афиши демонстрировали сначала в одной деревне, а потом перевозили в другую, где был уже запланирован следующий сеанс.

Например, на афише фильма "Кикбоксер" художник сконцентрировал свое внимание на мышцах главного героя. Они его заинтересовали даже больше, чем лицо актера, которое он смело обрезал.

Некоторые намеренно делали особенно ужасными и гротескными, чтобы привлечь как можно больше народу. Именно такую афишу мы может наблюдать к фантастической комедии Брайана Тренчард-Смита "Лепрекон 3".

Особенности производства

Поскольку афиши на долгое время оставались на улице, рисовать на бумаге было непрактично. Поэтому, как правило, использовалась мешковина. Ее брали из-под мешков с мукой. Рисовали акриловыми или масляными красками.

Если внимательно присмотреться, то на некоторых холстах даже можно рассмотреть, какой марки была мука и указание на то, что в мешке было 50 кг.

По сути, эти афиши представляли собой картину того времени, могли многое рассказать о самой Гане и всей Западной Африке. Например, на афише фильма "Сила власти", произведенного в Нолливуде (крупнейшей киностудии Африки, находящейся в Нигерии), можно увидеть сохраняющееся напряжение между местными верованиями и западным христианством, которое активно насаждалось среди жителей. В данном случае Иисус Христос спасает женщину, одержимую местным языческим демоном.

Популярность Болливуда

Спросом в Гане пользовались не только картины из Америки и Нигерии, но и из Индии. Болливуд прочно вошел в сердца африканцев. Популярность этих картин указывала на космополитизм, который во второй половине 20-го века добрался и до этих мест.

На улицах Ганы и сегодня можно встретить людей, которые напевают классические мелодии из индийских мелодрам. Судя по афишам, особой популярностью пользовались картины, в которых рассказывалось о гибели одного из родителей, который затем возвращался в теле змеи, чтобы защищать по жизни своего ребенка.

Голливудские знаменитости

Особый интерес на выставке у зрителей вызывают афиши голливудских фильмов, которые большинство знают и видели лично. В некоторых случаях нужно признать мастерство африканских художников, которые узнаваемо изображали американских кинозвезд.

Пример - постер детективного боевика Майкла Уиннера "Жажда смерти 3" 1985 года с Чарлзом Бронсоном в главной роли. Голливудский актер на этой афише узнается достаточно хорошо. Это, кстати, работа одного из самых талантливых художников Ганы Муслима, который, к сожалению, умер в 28-летнем возрасте.

Примечательной выглядит и афиша (на главном фото), приглашающая прийти на фэнтезийный триллер Николаса Роуга "Ведьмы", вышедший в 1990 году. Интересно, что небольшую роль в этой ленте сыграл покойный партнер Такара - Марк Шивас. Организатор выставки еще при жизни специально разыскал этот постер в качестве сюрприза другу на день рождения.

К сожалению, даже талантливые художники, которых было немало среди авторов афиш, не могли зарабатывать на нормальную жизнь своим искусством.

Век афиш в прошлом

Золотой век киноплакатов, которые рисовали вручную, был спровоцирован законами, установленными военной диктатурой. Они запрещали печатные машинки, так что наладить массовое производство афиш к фильмам было просто невозможно. Приходилось довольствоваться уникальными авторскими работами, которые сейчас начали представлять интерес у коллекционеров. Стоит признать, что большинство их авторов никогда даже не могли себе такого представить.

Век киноплакатов завершился в начале 2000-х годов. К этому привело массовое распространение по всему миру цифровых технологий. Начали появляться другие способы для распространения фильмов. Теперь новинки кинопроизводства было проще посмотреть дома. Делать большие плакаты больше было ни к чему.

После расцвета производства киноафиш появились фильмы на DVD, спрос на постеры упал в разы. Талантливый художник Джо Менса, который прославился специфическим стилем, сейчас работает автомехаником. Такар встретился с ним незадолго до открытия выставки. Многие из этих художников сейчас заняты на самых обычных низкооплачиваемых рабочих профессиях. Их талант пропадает.

Такар подчеркивает, что некоторые из них даже не были самоучками, а предварительно проходили обучение. Чтобы стать художниками, они занимались с более опытными мастерами три-четыре года, но так и не смогли получать за свое творчество нормальные деньги.

Сегодня африканское искусство не получает должного внимания. Некоторые считают его безвкусным, поэтому оно не развивается.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Произвели ли на Вас впечатление какие-то из этих афиш?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.