Лоис Уэбер: взлет, трагическое падение и повторное открытие голливудской звезды

Когда-то Лоис Уэбер была одним из самых успешных режиссеров Голливуда. Но затем о ней забыли, ее достижения и открытия ушли в прошлое. Сегодня знатоки кино заново открывают для себя ее талант. В этой статье мы расскажем о невероятном взлете, трагическом падении и открытиях, которые сделала Уэбер.

Женщина в кино

В эпоху немого кино фильмы Лоис Уэбер сильно опережали свое время; она была чрезвычайно популярна. Она выступала в роли сценариста, режиссирера, продюсера и иногда снималась в своих картинах. В 1916 году она стала самым высокооплачиваемым режиссером в США среди и мужчин, и женщин. Невероятную популярность Лоис приобрела благодаря тому, что в своих лентах затрагивала нравственные и социальные вопросы, которые имели большое общественное значение. Говорить об абортах и проституции было слишком смело в то время.

К тому же Уэбер была пионером в использовании различных методов съемки, включая разделение экрана и двойную экспозицию. Некоторое время она руководила собственной студией, и вместе с Алисой Гай-Блач Эли была одной из двух женщин, которые внесли наибольший вклад в развитие кинематографа.

Жизнь ее закончилась печально и трагически. Она умерла в одиночестве, сломленная и почти всеми забытая в 1939 году.

"Мало кто знает, что женщины стояли у истоков кинематографа, многое сделали для развития немого кино. Однако окружающие мужчины просто отталкивают нас, когда движение набирает обороты", - сокрушается современная актриса Бри Ларсон, исполнительница главной роли в супергеройском боевике "Капитан Марвел". По ее словам, они ведут себя так, как будто женщин никогда и не было.

Это утверждение удивительно точно подходит к ситуации с Лоис Уэбер. Оказавшись поначалу на коне, она была забыта, когда в Голливуде стали править мужчины.

В начале пути

Уэбер, говоря о своей карьере, вспоминала, что поначалу пела в церкви, была миссионером. В ее жизни все изменилось, когда она увидела возможность с помощью кинематографа говорить о своих идеях людям.

При этом стоит признать, что она всегда была бунтарем. Играла на сцене в то время, когда профессия актрисы считалась для женщины унизительной. Ушла из театра, когда вышла замуж за актера Филипса Смолли. Вместе они начали снимать фильмы, но вскоре стало ясно, что Лоис способна работать и самостоятельно.

Один из ее ранних фильмов, "Саспенс" 1913 года представляет собой настоящий шедевр, достойный Альфреда Хичкока. По сюжету, в дом на отшибе пробирается бродяга с ножом и самыми гнусными намерениями. В дом - только женщина с грудным ребенком на руках.

Когда женщина звонит мужу на работу, Уэбер разбивает экран на три части, чтобы зрители могли одновременно видеть всех персонажей. Крупным планом показан глаз бродяги, смотрящего через замочную скважину. Уэбер впервые использует кинематографические приемы, которые мы сегодня воспринимаем как должное, с их помощью она создает невероятное напряжение.

В фильме 1915 года "Лицемеры" она использует жесткую аллегорию, чтобы разоблачить существующее в обществе лицемерие. По сюжету, священник читает проповедь о благопристойности, а затем видит сон, в котором перед ним предстает тяжкий путь человечества к Истине.

В историю мирового кинематографа картина вошла благодаря сцене, в которой статуя оживает, превращаясь в обнаженную женщину.

Тогда это вызвало возмущение многих. Уэбер отрицала, что нагота была способом привлечь зрителей. Она утверждала, что стремилась передать через картину важный моральный посыл.

На пике славы

Считается, что к пику своей карьеры она пришла в 1916 году, когда выпустила три самых важных фильма в своей карьере.

Одна из ее самых знаменитых работ - картина "Обувь". Это история о продавщице из магазина по имени Ева. Она единственная работает в семье, обеспечивая неимущих родителей и малолетних сестер. Ее дырявые туфли разваливаются, но она не может позволить себе новые. Отчаяние толкает ее на то, что она решается переспать с мужчиной за деньги.

Кульминационный момент - когда она собирается на свидание, одеваясь перед потрескавшимся зеркалом. После этого зрители видят, как они встречаются в клубе, а на следующий день она носит новые туфли.

Фильм примечателен своим непредвзятым отношением к главной героине. Уэбер большое внимание уделяла теме социального неравенства, людям, которые становились его жертвами.

"Где мои дети?"

Еще большие споры вызвала ее драма "Где мои дети?". В ней режиссер поднимает проблему абортов, которые в то время были под запретом.

Окружной прокурор ведет дело против человека, обвиняемого в пропаганде "неприличной литературы", например, рассказывающей о контрацепции. Врача обвиняют в смерти пациентки во время аборта.

В самом начале картины перед зрителями появляется надпись: "Все умные люди знают, что контроль над рождаемостью является предметом серьезного общественного интереса". Как оказалось, не все. Ее родной штат Пенсильвания запретил показ этой картины. Другие штаты оказались более снисходительными. В результате лента стала самым успешным проектом компании Universal Pictures в том году.

Уэбер стала первой, кто заговорил на эти животрепещущие темы.

"Немая девушка из Портичи"

Великая русская балерина Анна Павлова играет главную роль в ее исторической мелодраме "Немая девушка из Портичи".

Действие перенесено в Италию 17 века. Испанский вице-король вводит непомерно высокие налоги. Бедняки организуют восстание, предводителем которого становится простой рыбак Мазаньело.

Павлова играет его сестру, немую рыбачку Фенеллу, которую соблазняет принц Альфонсо, переодетый в простолюдина. Обесчестив невинную девушку, он бросает ее.

Это оказался по-настоящему масштабный проект, в котором было много массовых сцен: солдаты на лошадях въезжают в средневековый город, идет демонстрация протеста возле дворца наместника, показан бунт, который завершается нападением солдат на крестьян.

Мир меняется

К 1920-м годам мир вокруг нее изменился. Зрители потеряли интерес к социально значимым фильмам. Как отмечают историки кино, мужчины поняли, что кино может действительно приносить большие деньги. Когда фильмы превратились в бизнес, популярность режиссера стала уменьшаться.

При этом Уэбер продолжала снимать. Ее последняя картина - "Белая горячка" - вышла в 1934 году.

Она развелась со Смолли, выйдя замуж за человека, который растратил ее деньги, а потом бросил.

Новый взгляд

После долгих лет забвения Уэбер была заново открыта. Ее фильмы начали демонстрировать в рамках специальных показов на международных фестивалях.

Некоторые сегодня доступны на DVD и потоковых сервисах. Ее работы включены в сборник "Первые женщины-кинематографисты", выпущенный в США. Ее самые известные картины сегодня можно увидеть на Netflix.

Удалось восстановить ее "Немую девушку из Портичи". Вышла книга интервью с Лоис Уэбер.

Остается только сокрушаться, что Уэбер понадобилось целое столетие, чтобы вернуться, чтобы на ее творчество снова обратили внимание. Возможно, она бы этому нисколько не удивилась.

В конце жизни

В 1928 году, когда она увидела, какие значимые перемены произошли в Голливуде, Уэбер написала статью, в которой выступила за предоставление больших возможностей для женщин-режиссеров.

Она отмечала, что мужчины практически перестали допускать представительниц слабого пола на эту территорию, сделав ее закрытой для них. Подобными выступлениями Лоис в очередной раз опередила свое время.

В 1939 году Уэбер поступила в больницу из-за проблем с желудком. Через две недели она скончалась от кровоточащей язвы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Чем показательны для вас творчество и судьба этой неординарной личности?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.