«Выход рабочих с фабрики» – 22 марта 1895 года фильм братьев Люмьер впервые показан широкой публике. Что изменилось сегодня?

Это событие ознаменовало собой рождение эпохи кино. «Выход рабочих с фабрики» — одна из первых немых документальных короткометражных кинокартин, снятых легендарными братьями Люмьер и показанных французским зрителям на большом экране.

Съемки производились в марте 1895-го у ворот фабрики, принадлежащей семье Люмьер. Премьера состоялась 22 марта этого же года. Работа была представлена участникам конференции, посвященной развитию фотоиндустрии, и стала настоящей сенсацией в мире зарождающегося кино. Историки утверждают, что до наших дней сохранились три версии картины. Русскоязычные источники упоминают о разных интерпретациях названия фильма. В различных переводах его называют: «Выход рабочих с завода братьев Люмьер» или просто «Выход с завода». В декабре 1895-го демонстрацией этого шедевра был открыт ставший знаменитым первый платный киносеанс в подвале парижского «Гран-кафе».

«Живые» картинки на широком экране

Огюст и Луи Люмьер прославились в качестве изобретателей кинематографа и родоначальников кинорежиссуры. Но на этом перечень их заслуг не исчерпывается. Также ими была создана доступная для широкого круга любителей технология создания черно-белого фото, ранее используемая исключительно специалистами. Со временем это было повторено и с цветным фото.

До Люмьеров «живые» картинки демонстрировались с помощью устройств, созданных Жозефом Плато, Уильямом Горнером, Эдвардом Мейбриджем. Наиболее успешно продвигался в своих разработках Томас Эдисон, которым в начале 90-х 19 века были представлены аппараты, позволяющие записывать и воспроизводить движущиеся картинки. Но в его технике был существенный недостаток — кинетоскоп позволял при помощи окуляра демонстрировать кино только для одного человека. Луи Люмьер изобрел устройство, позволяющее демонстрировать кино на широком экране.

О сущности изобретения

Луи развивал свои способности изобретателя, сочетая обучение в школе промышленности с помощью отцу на семейной фабрике, занимающейся изготовлением материалов для фотографии. В 1895-м им был изобретен киноаппарат для съемок и проекций «живых фото» (т. е. двигающихся). Затем устройство было запатентовано и получило название - «кинематограф». В сущности, прибор являлся усовершенствованной версией изобретения Эдисона. Частота кадров составляла пятнадцать кадров в секунду. Длительность показа картины составляла около 45–55 секунд.

Пионеры кино

Братья Люмьеры начали совместное производство фильмов. Луи был занят изобретательством и техническим воплощением своих идей, Огюстом выполнялись функции организатора и управляющего. Зимой 1895 –го на первом публичном платном сеансе в подвале парижского «Гран-кафе» ими были показаны сценки, снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Завтрак младенца», «Вольтижировка», «Вылавливание красных рыбок», «Политый поливальщик» и др.

Фильмотеку братья составили так, чтобы можно было продемонстрировать все достоинства их изобретения: художественную, домашнюю и репортажную съемки. Особое преимущество «кинематографа» заключалось в том, что съемки проводились не в условиях павильона, а под открытым небом, при свете дня. Фильм в достаточно сжатый срок удавалось подготовить к просмотру и продемонстрировать не для одного зрителя, а для многочисленной публики. Технологией, созданной братьями Люмьер, впервые в истории обеспечивалась возможность запечатлевать на кинопленке саму жизнь. Плата за вход на сеанс составляла один франк, сумма всей выручки от первого показа - 35 франков.

Весной 1896-го Люмьеры продемонстрировали свое кино на выставке в Париже, а затем отправились в мировое турне. Братья показали свое изобретение во многих крупных городах.

Новое в киноязыке

Рождение массового кино было сопряжено с появлением нового киноязыка. Используя гондолу в качестве плавно движущейся платформы, Огюст и Луи сняли замечательный фильм о Венеции. Сегодня этот прием носит название «тревелинг». В 1895-м ими были впервые сняты картины в жанре кинохроники («Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе») а также игрового кино («Политый поливальщик»).

Изменением скорости оборота ручки камеры можно было усиливать драматические и комические эффекты изображаемого; были разработаны различные варианты монтажа, для увеселения публики нередко ролики демонстрировались в обратной последовательности. Технически съемки первых «парадных» сюжетов — коронаций царственных особ, официальных приемов, награждений - не особенно отличались от уровня современного кино.

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»

Показ этой короткометражной картины, состоявшийся в январе 1896 –го, прославился как самый феерический в истории братьев. Он произвел настоящий фурор: охваченные паникой зрители разбегались в разные стороны от поезда, движущегося на них с экрана. Впервые изобретателями было продемонстрировано движение в перспективе, за счет которого был достигнут эффект «реальности» изображаемого.

Одним из главных выразительных приемов этой картины было использование непрерывной смены планов, снятых статичной камерой. Фильм является второй в мире постановочной картиной после «Политого поливальщика» (премьера этого комедийного скетча состоялась немногим ранее).

От кино до виртуальности

Во времена братьев Люмьер кино еще не стало массовым, поэтому у зрителей еще не успело сформироваться восприятие этого искусства как иной реальности. Чем более стремительно происходило развитие кино, тем отчетливее ощущалась эта грань. Сегодня трудно себе представить, чтобы современные зрители испугались движущегося на них с экрана поезда.

Тем, чем для парижской публики 19 века был поезд в легендарной картине изобретателей Люмьер, для современных зрителей стала виртуальная реальность. Путем использования компьютерной графики создаются особые условия, позволяющие участнику погружаться в них и свободно действовать. В отличие от искусства кино, виртуальная технология нацелена не на воспроизведение жизненных событий, а на их свободное моделирование. В виртуальной реальности человек может перевоплощаться в кого пожелает, получая новый эстетический опыт и являясь не просто наблюдателем, но и участником происходящего в картине.

Кино, созданное братьями Люмьер, позволило зрителю воспринимать иную реальность в системе координат настоящего времени. Появление виртуальных технологий открыло перед современным зрителем возможности реализации его мечты о свободных перевоплощениях.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Любите ли вы кино? Удается ли вам воспринимать его как иную реальность? Какую ценность, по-вашему, представляет собой развитие виртуальных технологий?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.