Задолго до Кэмерона и его "Аватара": первый полнометражный 3D-фильм был показан в 1922 году

Фильмы в формате 3D сегодня являются неотъемлемой частью кинематографа, практически все выходящие сегодня на экран картины транслируются в залах, способных поддерживать его. Популярность данного явления в первую очередь объясняется тем, что 3D в сочетании с IMAX способно предоставить зрителям намного больше острых ощущений при просмотре фильма в кинотеатре.

Кэмерон - не первопроходец?

Наиболее актуальным использование данного формата является для боевиков и блокбастеров с огромным количеством спецэффектов. В частности, речь идет об “Аватаре” Джеймса Кэмерона, настолько потрясшем зрителей, что те напрочь забыли о существовании прочих кинопроектов, сделанных в формате 3D. А между тем они появились намного раньше, практически сразу после изобретения кино братьями Люмьер.

Взрослое поколение наверняка вспомнит фильмы 1980-х, где уже присутствовали привычные современному глазу технологии. В первую очередь, речь идет о третьей части знаменитых “Челюстей”. Любители старины могут вспомнить “Дом восковых фигур”, напугавший многих зрителей в середине 1950-х годов. Но 3D-технологии на самом деле появились намного раньше.

“Сила любви”

Именно так назывался первый полнометражный фильм, который был продемонстрирован зрителям в 1922 году. Тогда для просмотра уже были нужны специальные очки. Такой совершенно новый формат, предлагаемый кинодеятелями, приятно удивил зрителей. К сожалению, фильм считается безвозвратно утерянным, однако на некоторых крупных интернет-порталах, посвященных кино, можно найти его описание.

Главная героиня фильма Мария (Барбара Бедфорд) оказывается в очень непростой ситуации - собственный отец выдает ее замуж за местного криминального авторитета дона Альвареса (Альберт Приско), чтобы решить собственные финансовые проблемы. Параллельно с этим возникает странник Терри О`Нил (Эллиот Спарлинг), в которого девушка влюбляется с первого взгляда.

Благодаря козням дона Альвареса Терри пытаются обвинить в убийстве священника, но безуспешно - Мария раскрывает настоящего убийцу. Анаглифические очки с бирюзовой и красной линзами, выдаваемые зрителям, помогали тем увидеть или счастливую, или трагическую концовку картины - для этого необходимо было закрыть один глаз.

Провал нового формата

Несмотря на свою новаторскую природу и хорошие отзывы, фильм не имел успеха в 3D. После двух показов “Силу любви”, созданную в жанре немого кино, решили переработать, получившаяся 2D-версия стала называться “Запретный возлюбленный” и в таком виде длительное время пользовалась популярностью.

Попытка создать новый формат напомнила многим дебют кино, состоявшийся при показе фильма “Прибытие поезда” Братьев Люмьер в 1903 году. Тогда вид на экране приближающегося и ревущего поезда был настолько убедителен, что многие зрители вскакивали со своих мест и убегали, думая, что их жизни что-то угрожает. С точки зрения технологий, 3D-формат имеет столь же богатую историю, сколь и сам кинематограф.

История создания технологии

В 2009 году в журнале Guardian была опубликована статья с подробным рассказом о том, как в 1894 году английский изобретатель Уильям Фриз Грин подал патентную заявку на процесс трехмерного просмотра с использованием двух экранов, соединенных в глазах зрителя громоздкой стереоскопической гарнитурой.

Стереоскопическая фотография требовала создания достаточно громоздкой системы, которая позволила бы объединить два изображения в единое целое. Шесть лет спустя американский изобретатель Фредерик Юджин Айвс заявил об изобретении им совершенно новой камеры, позволяющей использовать два объектива одновременно без каких-либо затруднений.

Внедрение новой техники

В 1915 году американский режиссер Эдвин С. Портер и Уильям Э. Уодделл представили анаглифическую технику киносообществу. Впервые в кинематографе два разноцветных изображения были наложены друг на друга. Оператор Гарри К. Фейралл и кинематографист Роберт Ф. Элдер придумали еще одну установку, которая проецировала двойные полосы на пленку.

Современные для того времени разработки в сочетании с прогрессом, достигнутым их предшественниками, позволили впервые использовать 3D-формат для создания фильма. Первопроходцем и стала “Сила любви”, показанная в театре отеля “Амбассадор” в Лос-Анджелесе.

По мнению авторов интернет-ресурса «Интересная инженерия», столь огромные усилия, которые были приложены, помогли целой плеяде талантливых изобретателей войти в историю в качестве создателей самого раннего фильма с двухполосной проекцией. Кроме того, “Сила любви” стала первым фильмом, при просмотре которого впервые понадобились анаглифные очки.

Развитие эффекта

Чтобы добиться получения 3D, пришлось создать совершенно новые линзы, причем они должны были быть такими, чтобы сформировать нужный фильтр и правильно обмануть мозг, показав ему то, что было задумано авторами изначально. По словам исследователей, красный и голубой цвета в данном случае были выбраны не случайно, с их помощью удалось добиться меньшего появления двояких изображений и вызвать правильный эффект в восприятии человека.

Кинобоссы сочли данное направление перспективным, поэтому разработки в области 3D-кинопроизводства были продолжены, хотя на некоторое время в данной сфере исследования застопорились. После длительных поисков нужных фильтров производители остановились на продукции компании Polaroid, именно ее стали чаще всего использовать при создании 3D-работ, начиная с начала 1950-х годов.

Данная эпоха была наиболее плодородной для разработок в данном направлении. Благодаря процветающей послевоенной экономике все больше потребителей и владельцев кинотеатров были готовы к восприятию новых технологий. 3D-очки стали популярными среди детей благодаря многочисленным комиксам и их анаглифным изображениям. Фильмы о супергероях, выходившие тогда на экран в большом количестве, являлись одними из самых популярных.

Роль Джеймса Кэмерона в развитии 3D

В целом создание 3D-фильмов считалось довольно-таки громоздким, многим режиссерам казалось, что с ним популярности не достичь. Джеймс Кэмерон помог перенести данный формат в XXI век с помощью документального фильма «Призраки бездны», посвященного исследованию печально известного «Титаника». Именно тогда видео высокого качества было использовано для IMAX-презентации. На основе этого режиссер сделал вывод о возможности использования этого формата и задумался о создании “Аватара”.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Уважаемые читатели, какие фильмы в 3D-формате нравятся вам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.