Почему мы не можем выбросить из головы случайно услышанную песню?

Это случается с каждым из нас. Стоит услышать по пути на работу популярную песню по радио, и она «застрянет» в голове на весь день. Британские исследователи поняли, как это работает, и почему одни песни более надоедливые, чем другие.Песни

Это не зависит от популярности

По мнению автора исследования, доктора Келли Якубовски, способность проникать в сознание слушателей не зависит от успеха композиции на данном этапе времени. Вы можете прослушать популярную песню хоть десять раз подряд, но она так и не поселится в вашей голове. Однако у определенных композиций есть такие особенности мелодического рисунка, что они запоминаются с первого раза. Песни с такими гармоническими рядами и способны проникать в память слушателя.Мелодия

Условия запоминания

Надоедливые песни, как правило, имеют довольно быстрый темп, необычные интервалы и повторения. Очень часто они имеют запоминающиеся вступления и проигрыши. Наиболее показательными примерами являются композиции «Smoke On The Water» группы Deep Purple или «Bad Romance» от эпатажной поп-дивы Леди Гага. Для начала в вашу память врывается один общий мелодический рисунок, затем он еще несколько раз повторяется между фразами куплета. Например, это наблюдается в хите американской поп-рок-группы Maroon 5 «Moves Like Jagger».Память

Когда мелодия застревает в голове?

Согласно результатам исследования, 90 процентов людей «подхватывают» застрявшую мелодию во время рутинной домашней уборки или по пути на работу, по крайней мере, один раз в неделю. В это время их мозг ничем не занят, а следовательно, готов принять в себя немного новой информации. Исследователи знали, что некоторые мелодии имеют больший потенциал в навязчивости. Они решили на практике доказать свои догадки.Песни

Ход эксперимента

Команда под руководством доктора Якубовски проанализировала мнения более чем трех тысяч человек, взятые за период с 2010 по 2013 годы. В разное время все эти люди принимали участие в анкетированиях, целью которых было выявление наиболее навязчивой песни. Для этих композиций психологи когда-то даже придумали специальный термин – «ушной червь». Ну а исследовательской группе осталось сравнить хит-парад наиболее навязчивых композиций с официальным музыкальным чартом в Великобритании. Эксперты предусмотрели разношерстность вкусовых пристрастий публики и включили в свой список композиции различных направлений: рок, поп, рэп и R&B.Мелодия

Там были реальные различия

Исследования показало реальные различия между структурой песен, постоянно «застревающих» в голове у слушателей, и тех, что обычно попадают на вершины всевозможных чартов. «Ушные черви», как правило, имеют быстрый темп и простую, незамысловатую мелодию. Это является главным условием для «внедрения» в голову. Также нет ничего удивительного в том, что песни, находящиеся в горячей ротации на радиостанциях, имеют больше шансов застрять в умах слушателей. Еще одним условием навязчивости может стать какое-то воспоминание из прошлого. Так цепляют хиты 80-х, случайно услышанные по радио. Они способны будоражить забытые приятные образы.Память

Рецепт создания навязчивого трека

По результатам эксперимента становится ясно, что потенциальную навязчивость мелодии можно в какой-то степени предсказать. Стоит лишь разобрать гармонический рисунок. Эти знания пригодятся творческим людям, которые накладывают музыку на рекламные ролики. Нет ничего проще: взять за основу незатейливый мотив «два прихлопа, два притопа», наложить на него семплы в нужном месте. Вся интервальная структура должна несколько раз повторяться. Ну и в качестве своеобразной «вишенки на торте» сюда можно поместить неожиданный поворот, например смену ритма.Песни

Ну а если брать текущее исследование доктора Якубовски, то наиболее навязчивой песней, по мнению жителей Великобритании, является композиция Леди Гага «Bad Romance», о которой мы уже здесь говорили. Стоит отметить, что американская исполнительница и автор собственных песен создала еще два «ушных червя», которые попали в британскую десятку. Речь идет об известных композициях «Poker Face» и «Alejandro». Также в этом списке засветились Кайли Миноуг, Кэти Перри, Maroon 5 и группа Queen с нетленной «Богемской рапсодией».Мелодия

Как избавиться от надоедливой мелодии?

Вот несколько советов от ученых, проводивших исследование. Во-первых, снова включите композицию и дослушайте ее до конца. Затем отвлеките себя и подумайте о чем-то другом. Впрочем, через некоторое время заряд батареек у «ушного червя» иссякнет сам собой. Поэтому вам не о чем волноваться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.