Удивительные истории мужчин, которые пели как женщины

Сперва даже трудно поверить своим ушам, настолько ярким бывает противоречие между звуком и его исполнителем. Скорее всего, вы хоть раз слышали, как мужчины достигают в своем пении таких высот, которые обычно доступны только женщинам с сопрано. По крайней мере, фальцет знаком многим. А вот классический контртенор (контратенор), мощный и невероятно чистый, - это что-то, что способно околдовать слушателя. Это уникальное и впечатляющее явление, которое невозможно забыть! История такого вокала простирается на многие века в прошлое, но и в двадцать первом веке подобное пение занимает совершенно особенное место в музыке.Мужчины

Возвращение прежних традиций

Такая манера пения возникла как самостоятельное явление в двадцатом веке, когда мир покорили певцы Альфред Деллер, Джеймс Боумен, Дэвид Дэниэлс и Андреас Шолль. Они получили признание в мире классической музыки. Впрочем, мужчины, профессионально поющие как женщины, так и остались редкостью. Сорок лет назад на международной сцене можно было найти лишь нескольких обладателей контртенора. В последние годы интерес снова возрос – это совпало с возрождением барочного репертуара, для которого требуется высокий голос. В прежние времена эту партию исполнял бы кастрат, а в более гуманные века – женщина с меццо-сопрано. Среди звезд новой волны – тридцатитрехлетний американец Энтони Рот Костанцо, тридцативосьмилетний француз Филипп Жарусски и индиец Беджун Мета, номинант премии «Грэмми» и член одной из самых известных музыкальных семей Индии. Нельзя не упомянуть также и Иестина Дэвиса, обладателя «Грэмми» и других наград, оказавшегося в списке самых чарующих международных звезд в опере даже перед такими знаменитостями, как покоритель сердец Джонас Кауфман или дива Анна Нетребко. Неплохие достижения для простого английского парня, поющего как девчонка! Так что же такое контртенор и почему он настолько великолепен?

Особенности пения контратенором

Это звук, который производится без помощи обычного разговорного голоса, на высокой частоте, которой можно добиться совместным усилием мышц горла и голосовых связок. Они должны быть устроены определенным образом, чтобы воздух, проходящий через голосовые связки, вибрировал лишь на тонком внешнем их слое. Многие люди по ошибке считают, что это всего лишь женский голос. На самом деле все мужчины тоже способны разговаривать фальцетом, просто лишь некоторые делают это всегда. А обладатели контртенора - это элита, они все время способны пользоваться самой высокой тональностью своего голоса. В поп-музыке исполнители просто поют выше, применяя свой тенор или баритон, и когда нота слишком высока, прорывается фальцет.Вокал

История развития таланта

Дэвис отличается достаточно низким естественным голосом, которым он пользуется при разговоре, а певческий голос у него - бас-баритон, самый низкий из возможных. В юные годы он начал экспериментировать с пением, репетируя роль со школьным хором. Он должен был петь достаточно высоко, его друг сказал, что все звучит отлично и что стоит серьезно попробовать. Дэвис попробовал. Он получил место в престижном певческом колледже, потом закончил Кэмбридж, а затем стал членом Королевской Академии Музыки. Он востребован в лучших оперных театрах всего мира, его ждут крупные концертные площадки, он постоянно делает новые записи – Дэвис ни разу не пожалел о сделанном когда-то выборе.

Мрачные истории прошлого

В наши дни карьера контратенора кажется достаточно захватывающей для юного певца, но прежде это было куда более мрачное занятие. Многие партии для церковного и оперного пения, которые в наши дни может исполнить Дэвис и подобные ему вокалисты, изначально создавались в семнадцатом и восемнадцатом веках для легендарного кастрата Карло Броски, более известного как Фаринелли, и других таких же певцов. Мальчиков-вокалистов кастрировали до того, как они достигали полового созревания, чтобы сохранить высокие и чистые голоса. В наше время трудно и представить, что такое варварство может быть оправдано высокими целями искусства, но когда-то и на папском престоле, и при дворе не было противников такой методики. Женщинам вообще не полагалось петь церковные партии – считалось, что в церкви им положено только молчать.Женщины

Запреты и загадки

В семнадцатом веке женщинам запрещалось выступать и на сцене. Законы приличий в обществе не позволяли им появляться в качестве исполнительниц оперы. Оперная музыка как жанр начала активно развиваться, поэтому кастраты получали роль за ролью. В последующем веке популярность оперы еще больше возросла, а значит, и спрос на кастратов. Певцы вроде Фаринелли были рок-звездами тех времен. Их обожали по всей Европе. В ходу даже была фраза: «Есть один бог и есть один Фаринелли!» Впрочем, в наши дни пение кастратов остается загадкой. Такая практика сейчас не существует, поэтому мы просто не можем представить, как именно исполняли свои партии эти вокалисты.

Отвращение к контртенорам

Элемент отвращения сохраняется даже в дни, когда мрачные практики кастрации остались далеко в прошом. Филипп Жарусски отмечает, что его ангельский голос отталкивает некоторых людей – факт того, что из мужского тела исходит такое пение, кажется нелепым. Люди считают, что контратенор - это черта третьего пола или что-то наполовину женское. У Дэвиса более прагматичный взгляд: он уверен, что все необычное неизбежно вызывает страх и проблемы у людей с предрассудками. В пятидесятые годы прошлого века, когда начал работу Альфред Деллер, ему приходилось сталкиваться с еще большим количеством критики. Люди считали, что его нельзя выпускать на сцену в качестве солиста. К счастью, общество все же изменило свой взгляд и теперь можно без проблем наслаждаться переливами голоса Дэвиса на сцене. Он исполнил роль Оберона в опере Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь» - изначально эта партия была написана для Деллера. Кроме того, многие новые возможности для работы контртенора заимствуются из церковной музыки и мира оперы семнадцатого и восемнадцатого веков. Современные композиторы тоже заинтересованы в создании партий для контратенора. Возможно, будущие поколения увидят еще более впечатляющие представления, чем те, что доступны нам сейчас.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.