Шимпанзе заставляют нас пересмотреть свои взгляды на то, что означает быть человеком

"Идея о том, что только люди создают инструменты, сегодня неприемлема, — пишет приматолог Франс де Ваал. — Мы также имеем претензии к теории отсутствия интеллекта у обезьян. Такой взгляд на животных в настоящее время уже не имеет четкой основы, а идея о том, что только люди способны кооперироваться с теми или иными целями, несостоятельна".

Ученый утверждает, что единственной уникальной чертой людей может быть то, что в ходе эволюции у них развилась вторая сигнальная система, которая позволила создать язык символов.

Научный труд заставил взглянуть на проблему под другим углом

Последняя книга Де Ваала — "Достаточно ли мы умны, чтобы знать, насколько умны животные?" — описывает монументальный сдвиг в нашем понимании интеллекта животных за последние десятилетия. В одной увлекательной части научного труда ученый описывает теорию об инструментах, указывая на новые наблюдения за шимпанзе — приматами, которые являются носителями 99 % ДНК, аналогичной той, которую содержат клетки человеческого организма.

Ученые не сходятся в едином мнении

Антрополог Кеннет Оукли изложил свою точку зрения в труде, изданном в 1957 году. Книга называлась "Человек-инструментальщик". В ней утверждалось, что человек являлся единственным живым существом, которое систематически создавало инструменты.

Эта позиция была поставлена ​​под сомнение наблюдениями антрополога Джейн Гудолл за шимпанзе, местом обитания которых была дикая природа. Когда в 1960 году она описывала обезьяну, стряхивающую листья со стебля, чтобы сделать инструмент для откапывания термитов, ее коллега Луис Лики констатировал: "Теперь мы должны переопределить инструмент, переопределить человека или воспринять шимпанзе как людей".

Природа

Тем не менее Оукли не разделял подобного убеждения. В последующих работах он причислил факты, установленные Гудолл, к "далеким от систематического изготовления каменных орудий, самые ранние известные примеры создания которых ..., по-видимому, требуют большой преднамеренности, высокого уровня мастерства и определенных навыков, предполагающих некоторые средства коммуникации".

Таким образом, вопрос о том, является ли человек единственным животным, создающим инструменты, остается открытым. Но сегодня, благодаря ученому де Ваалу, мы можем ответить на него категорическим отрицанием.

Интересные наблюдения

Де Ваал, директор Центра живых связей в Национальном исследовательском центре приматов Йеркса в Атланте, штат Джорджия, а также профессор Университета Эмори, излагает примеры использования инструментов шимпанзе.

Например, эти животные в Конго неоднократно наблюдались путешествующими с двумя палками — саженцем длиной в метр и гибким тонким стеблем, который использовался для того, чтобы раскапывать муравьиное гнездо и хватать насекомых.

Шимпанзе в Габоне охотились за медом с помощью набора из пяти предметов, включая палку для вскрытия улья, палку для пробивания медовой камеры, палку для расширения отверстия, палку с потертым концом для погружения в мед и полоски коры, чтобы зачерпнуть мед. Все эти приспособления готовились и доставлялись к улью до начала работы.

Известно, что в сообществах шимпанзе, как правило, используется от 15 до 25 инструментов, многие из которых заранее подготовлены при помощи техник, передающихся из поколения в поколение.

Шимпанзе

Несостоятельность теории "человек-производитель"

Хотя шимпанзе делают и используют инструменты чаще, чем другие виды, многие животные, от горилл до слонов и от выдр до ворон, показали, что они могут также использовать орудия труда. Все это ослабляет идею homo faber («человек-производитель»), которая утверждает, что мы обладаем уникальной способностью контролировать окружающую среду при помощи инструментов.

Что касается других якобы особых черт людей, то де Ваал говорит, что такая теория также показала свою необоснованность. Наблюдались шимпанзе и другие виды животных, демонстрирующие эмпатию, сожаление и дружбу. У некоторых животных была выявлена способность запоминать лица, узнавать себя в зеркале, помнить события далекого прошлого, проявлять сдержанность и т. д.

Это, опять же, только наше предубеждение, что человек уникален. "У нас не существует четких доказательств того, что способностью к символическому мышлению наделены только мы", — пишет автор в своей научной статье.

Человек

Каковы бы ни были различия между людьми и другими живыми существами, их явно меньше, чем мы когда-то полагали. Чарльз Дарвин, возможно, лучше всего выразил эту мысль в цитате, приведенной в научном изыскании де Ваала: "Разница между психикой человека и психикой высших животных, как бы ни была она велика, — это, конечно, разница в степени, а не в качестве".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.