Биологи зафиксировали причудливое поведение шимпанзе, которые чистили зубы умершему сыну

Биологи зафиксировали причудливое поведение шимпанзе, который использовал инструмент для чистки зубов на одном из своих соплеменников. Это не только обеспечивает исследователям дальнейшее понимание эмоционального интеллекта человекообразных обезьян, но и проливает свет на эволюционное происхождение ритуалов смерти у человеческих общин.

Необычное поведение

Ученые из Университета Сент-Эндрюс в Шотландии в первый раз увидели такое поведение в детском доме для диких животных Chimfunshi в Замбии. Они наблюдали, как Ноэль – самка дикого шимпанзе – наткнулась на труп своего приемного сына Томаса. В материалах их исследования, опубликованных в Nature Scientific Reports, описано, как самка подходит к сыну и садится рядом с его головой практически сразу же после того, как видит его тело. Затем она подбирает с земли траву, открывает Томасу рот, и, похоже, начинает чистить его зубы.

шимпанзе

Поведение кажется все более странным, потому что исследователи отмечают, что за 8000 часов наблюдения они ни разу не видели, чтобы какой-либо шимпанзе в Chimfunshi помогал другому чистить зубы.

Понимание смерти

«Реакция на смерть представляет собой основную черту человеческой цивилизации, хотя погребальные обряды, соблюдаемые в разных культурах, сильно отличаются, - отмечают авторы исследования. - Мы обнаружили действительно уникальное поведение животного, не являющегося человеком. Это могло бы пролить свет на эволюцию поведения, которое всегда рассматривалось как человеческое».

шимпанзе

Тем не менее профессор Клаус Субербуэлер, который не принимал участия в исследовании, уверен, что следует очень осторожно делать какие-либо выводы. Возможно, шимпанзе на самом деле просто проверяет члена своей группы, который долгое время остается неподвижным.

поведение

Тибо Грубер из Женевского университета говорит: «Мы просто не знаем, что именно шимпанзе понимают о смерти. Другими словами, неясно, является ли это примером «очищения трупа», или же просто «социальной очисткой». Но, конечно, это добавляет работы исследователям, которые теперь должны понять, что означает такое необычное поведение шимпанзе, когда они сталкиваются со смертью одного из представителей своего вида».