Ученые обнаружили у растений "мозг", который определяет, когда им расти

Эволюционное происхождение растений долгое и неожиданное. Наземные виды эволюционировали 450 миллионов лет назад, но акулы, к примеру, намного старше деревьев. Цветы не появлялись до мелового периода, а трава начала расти только 40 миллионов лет назад.

Командный центр растения

За все это время растения развили некоторые невероятные способности и черты, и одной из них можно назвать наличие «мозга». Такой вывод сделали ученые из Университета Бирмингема в ходе своего исследования. Конечно, не стоит ожидать, что этот мозг является таким же, как и у животных. На самом деле это ряд клеток, которые действуют в качестве своего рода «командного центра».мозг

Данные клетки были найдены в зародышах растений. Оказалось, что они принимают ключевые решения с точки зрения жизненного цикла растения. Наиболее важно, что такой «командный центр» вызывает прорастание в нужное для каждого вида время. Это значит, что рост не должен происходить слишком рано, поскольку растения могут погибнуть холодной зимой, или же слишком поздно жарким летом, поскольку в это время уже существует слишком много конкурирующей флоры.мозг

Результаты своего исследования ученые описали в «Трудах Национальной академии наук». Впервые они обнаружили эти важные клетки в растении арабидопсис, или, как его еще называют, резуховидке Таля. «Командный центр» этого растения разделен между двумя типами клеток — теми, которые стимулируют семена оставаться в покое, и теми, которые инициируют их всхожесть. мозг

Общение с помощью гормонов

Эти два вида клеток используют гормоны для общения, что во многом похоже на то, как обмениваются информацией нейроны в мозге животных. Благодаря такому обмену они могут оценивать условия окружающей среды и решать, когда лучше всего начать процесс прорастания.

К сожалению, наблюдать этот обмен в зародышах растений в режиме реального времени очень сложно, поэтому ученым пришлось использовать математическое моделирование, чтобы предсказать, как будут развиваться биологические процессы.мозг

Придя к выводу, что такой гормональный обмен контролирует процесс прорастания, команда использовала генетически модифицированную версию арабидопсиса, чтобы убедиться, что его клетки четко взаимосвязаны. Таким образом, ученые смогли обнаружить движение гормонов между клетками, которое в конечном счете приводит к «общению» командных клеток друг с другом.

По словам ведущего автора исследования профессора Джорджа Бассела, работа ученых показывает решающее разделение между компонентами внутри «контрольного центра» растений.мозг

Почему существует два типа клеток, а не один?

Исследователи считают, это означает, что они могут иметь различное «мнение» об условиях окружающей среды. В таком случае прорастание произойдет только тогда, когда эти клетки придут к консенсусу.

Представьте себе, что вы решаете, на какой фильм пойти, и ищете рецензии критиков. В этом случае вы, скорее всего, прислушаетесь к нескольким, чьи мнения будут совпадать, чем к одному, с которым никто не согласен. Подобное происходит и с растением, объясняет биоматематик доктор Ян Джонстон, который принимал участие в исследовании. Таким образом, клетки этого «командного центра» должны вместе прийти к какому-то решению.мозг

Как видим, хоть растения технически и не имеют мозга, но они действуют так, как будто он у них есть.