Ученые доказали: растения ищут воду "на слух"

Ученые подтверждают – растения умеют «слышать»! Некоторые растения могут чувствовать звуковые волны, вибрации протекающей воды и даже шум насекомых. Это кажется совершенно невероятным простому читателю, но не исследователям из Университета Западной Австралии, эксперименты которых указывают на вероятность того, что некоторые растения могут в самом деле «слышать» и реагировать на звуковые волны.

Эксперимент с горошком

растения

Эволюционный биолог Моника Гальяно и ее коллеги работали с ростками зеленого горошка, которые они вставили в специально разработанные горшки, похожие на перевернутую букву «Y».

Один рукав каждого горшка был помещен или в открытый канал с проточной водой или выходил к закрытой спиральной пластмассовой трубе, по которой текла вода; другой рукав поместили в лоток с почвой.

вода

Корни ростков прорастали по тому рукаву, который вел к жидкости, независимо от того, была она в открытом доступе или спрятана в трубе. Растение точно знало, что вода была именно там, даже если единственным признаком, по которому оно могло это определить, был звук проточной воды.

Умение «слышать» воду

звук

Моника Гальяно предполагает, что растения могут использовать звуковые волны, чтобы идентифицировать воду и определить ее местоположение.

Результаты исследования Университета Западной Австралии были опубликованы на страницах международного рецензируемого англоязычного журнала Oecologia в мае 2017 года. В публикации утверждается, что поскольку вода необходима для жизни многих организмов, они развили широкий спектр стратегий, направленных на избежание обезвоживания, включая активный поиск источников влаги.

шум

Растения различают уровни влажности в почве, чтобы наиболее удачно направить свои корни к более влажному месту, однако это происходит уже после того, как источник воды обнаружен. Каким способом растения сначала обнаруживают источник, неизвестно.

Ученые установили, что корни саженцев гороха смогли определить местоположение источника воды, обнаруживая колебания, сгенерированные потоком воды по каналу.

Взаимодействие с животными

растение

По данным немецких ученых, растения способны «слышать» не только воду, но и звук некоторых животных. Кроме того, статья, опубликованная в августе 2016 года в журнале ScienceDirect, утверждает, что растения не просто «слышат» животных, но и передают им информацию путем звуковых вибраций и их отражения.

Акустическая коммуникация широко распространена и хорошо изучена у животных, но до сих пор пренебреглась в изучении других живых организмов, таких как растения.

Понимание механизмов и причин акустической коммуникации растений прольет свет на многие эволюционные характеристики флоры, которые раньше были от нас скрыты. Кроме того, акустическое восприятие открывает новые горизонты для изучения взаимодействия растений и животных.

Другие доказательства

волны

Еще одной причиной полагать, что растения умеют «слышать», является феномен, названный «опылением по шуму». Оказывается пчелы, жужжащие на определенной частоте, могут стимулировать более интенсивный выпуск пыльцы растений.

Другие эксперименты обнаружили, что определенные звуки могут привести к гормональным изменениям в растениях, повлиять на кислородное поглощение и изменить темпы роста.