Ученые впервые обнаружили признаки болезни Альцгеймера у шимпанзе

В течение последних нескольких лет ученые пытаются понять, может ли болезнь Альцгеймера развиваться у каких-либо животных, а не только у людей. И только теперь появились первые доказательства того, что человек разделяет эту проблему со своим ближайшим эволюционным родственником – шимпанзе.

Находка ученых

Исследователям из лаборатории Рагханти в Кентском государственном университете в Огайо была предоставлена ​​возможность изучить мозг 20 умерших от старости шимпанзе. Для этих приматов пожилым считается возраст 37-62 лет. Исследование, которое является частью диссертационной работы Мелиссы Эдлер, будет освещено в предстоящем выпуске журнала «Нейробиология старения».

шимпанзе

В образцах, которые исследовали ученые, были обнаружены те же физические признаки, которые можно увидеть в мозге человека с болезнью Альцгеймера, например, бета-амилоидные бляшки и нейрофибриллярные клубки. В 13 образцах мозга шимпанзе, которые изучали ученые, были амилоидные бляшки, у 4 – клубки. Количество бляшек также было значительно выше у тех шимпанзе, которые умерли в более старшем возрасте.

шимпанзе

Признаки гибели клеток мозга у людей

У людей такие бляшки и клубки являются главными признаками гибели клеток мозга и потери его тканей при болезни Альцгеймера. Она начинается с накопления «липких» участков белка, называемых бета-пептидами амилоида, между клетками мозга. В конце концов это приводит к разрушению тау-белков в мозге, и они превращаются в скрученные нити, называемые клубками, являющимися свидетельством гибели нейронов.

шимпанзе

Что происходит с мозгом шимпанзе

При предыдущем исследовании, которое проводилось в 2008 году, было обнаружено первое убедительное доказательство существования у шимпанзе признаков, связанных с болезнью Альцгеймера (бляшек и клубков). Однако эти выводы были основаны на изучении мозга одного шимпанзе, который умер от инсульта, что, возможно, объясняет наличие этих клубков.

шимпанзе

Хотя у шимпанзе все эти признаки присутствуют, исследование не показало, связаны ли они с другими симптомами, которые можно наблюдать у людей, такими как снижение познавательной способности, проблемы с памятью, дезориентация и перепады настроения.

«В течение последних двух десятилетий были собраны мозги престарелых шимпанзе, проживающих в различных зоопарках и исследовательских учреждениях, поэтому у нас не было когнитивных данных этих особей, - сказала исследователь Мэри Энн Рагханти из Кентского государственного университета. - Предыдущая работа действительно показала, что престарелые шимпанзе страдают от умеренного когнитивного дефицита, но требуются дополнительные исследования в этой области».

Дальнейшие исследования

Рагханти говорит, что следующим шагом станет сбор когнитивных данных от шимпанзе, которые в настоящее время находятся в неволе, по мере их старения. Затем эти данные можно будет сравнить с оценками патологии мозга после их смерти. Важно отметить, что сбор этих когнитивных данных принесет пользу здоровью и благополучию животных.

шимпанзе

Согласно последним оценкам, с деменцией живет 46,8 миллиона человек, но, поскольку мир сталкивается с постоянно стареющим населением, это число, предположительно, будет удваиваться каждые 20 лет. Хуже того, лечение болезни Альцгеймера все еще предстоит найти. Однако даже исследование нечеловеческих видов, таких как шимпанзе, могло бы помочь понять основную причину и механизмы болезни Альцгеймера у людей и других приматов.