Почему слоны очень редко болеют раком?

Слоны – это уникальные животные, и не только из-за их неповторимого облика или того факта, что они боятся пчел. Они также невероятно устойчивы к раку. Несмотря на большую массу тела и огромное количество клеток, коэффициент смертности от рака у них составляет только 4,8 % по сравнению с 25 % у человека.

Мусорная ДНК

Ученые решили исследовать геном африканского слона, а также множества других млекопитающих, обладающих уникальными чертами, чтобы попытаться найти похожие области в геноме человека (независимо от того, есть ли в нашем ДНК какая-либо из этих генетических «суперсил»). Невероятно, но наша некодирующая, или мусорная ДНК, по-видимому, обладает сходными со слонами генами, которые противостоят раку. Эти выводы могут открыть дверь для разработки новых способов лечения рака в будущем.

рак

«Некодирующую часть ДНК принято считать бесполезной, но я воспринимаю ее как джунгли, которые еще предстоит исследовать, - сказал в своем заявлении старший автор исследования Кристофер Грегг, нейробиолог и генетик из Университета штата Юта. - Мы изучаем некодирующие области, чтобы попытаться обнаружить новые части генома, которые могли бы контролировать различные болезни».

Исследование генома уникальных животных

Как сообщается в журнале Cell Report, ученые исследовали геном африканского слона, летучих мышей, косаток, дельфинов, голых землекопов и тринадцатиполосных сусликов, в надежде найти новые «скрытые» части человеческого генома.

рак

«Этот метод позволяет нам пролить свет на то, как природа решает проблему болезней во всем животном мире», - добавил соавтор исследования Джошуа Шиффман.

рак

Одной из самых интригующих находок была та, что у слонов есть специфические вариации трех генов – FANCL, VRK2 и BCL11A, которые увеличивают их способность удалять предраковые клетки с поврежденных ДНК.

рак Аналогичные некодирующие последовательности были обнаружены в геноме человека. Они могут контролировать активность генов и уменьшать появление мутаций и рака. Теперь задача ученых заключается в том, чтобы выяснить, как использовать эти геномные области и применять их для лечения рака.

Интересные находки

Другие животные также дали нам увлекательные сведения о человеческом геноме и болезнях. Ученые обнаружили, что ДНК, которая дает летучим мышам заостренные уши, у человека может мутировать и вызвать уродство ушей. Эту аномалию называют ухом Шталя. Голые землекопы – животные, которые обитают в полной темноте, развили изменения в генах, которые у человека связывают с глаукомой (болезнь, которая приводит к дегенерации сетчатки).

рак

«Мы зашли на неизведанную территорию, - заключил Грегг. - Этот метод позволяет нам исследовать геном новым способом и потенциально обнаружить новые подходы к выявлению, диагностике и лечению заболеваний».