Каким был 2018 год для ученых: подводим итоги

Давайте проанализируем ушедший 2018 год. Знаете ли вы, что в течение этого года были сделаны потрясающие, а иногда и шокирующие открытия? Ученые не перестают нас удивлять. От первой высадки на астероид до переосмысления эволюции человека – именно так прошлый год войдет в историю науки. Давайте и мы познакомимся с тем, что обсуждает научное сообщество.

«Морские цыгане» помогли узнать секреты естественного отбора

Вы могли бы плавать 13 минут под водой на глубине 70 метров без акваланга? А вот «морские цыгане» из Юго-Восточной Азии, которые более тысячи лет занимались дайвингом, могут. В апреле прошлого года стало ясно, что все дело в их генах. Первобытные люди покинули Африку 500 тысяч назад, столкнувшись с новыми условиями, которые требовали адаптации, чтобы выжить. В основном это были культурные изменения: строительство укрытий, использование огня, разнообразие в пище, передача знаний другим поколениям. Но наряду с этим происходили и генетические мутации. Благодаря исследованию представителей этого народа стало проще обнаруживать геномы, ответственные за адаптацию. Ультразвуковое исследование выявило увеличенную селезенку - рефлекторное сокращение этого органа помогает человеку во время погружения, закачивая в кровоток насыщенные кислородом эритроциты. Один из геномов «морских цыган» связан именно с размером селезенки и эволюционировал в результате естественного отбора.

Мир наконец-то принял меры по борьбе с пластиком

В апреле этого года производители и крупные потребители пластика Великобритании приняли решение к 2025 году выпускать и использовать только такие пластиковые упаковки, которые могут быть на 100 % пригодными для повторного использования или переработки. Это было сделано под давлением общественности. Это событие явилось победой защитников окружающей среды не только Великобритании, но оно имеет и глобальное значение, потому что многие участвующие в этом проекте компании - такие как Coca-Cola, Unilever и Procter & Gamble - являются транснациональными корпорациями, которые продают продукты по всему миру. После того как в Великобритании будет создана экологически чистая экономика круговорота пластиковых упаковок, вероятность того, что эти технологии будут внедрены во всем мире, очень высока. Возможно, 2018 год войдет в историю как веха, с которой началось снижение загрязнения пластиком.

Защита открытого моря

В открытом море, где заканчивается контроль государств над территориальными водами, до 2018 года можно было безнаказанно ловить рыбу в огромных количествах и убивать морских животных. Но теперь, благодаря новым технологиям, организация Global Fishing Watch может следить за всеми рыболовными судами, используя сигналы со спутников.

Признана необходимость срочных действий по борьбе с изменением климата

8 октября 2018 года был опубликован новый доклад МГЭИК ООН (Межправительственной группы экспертов по изменению климата), который потряс мир. Там говорилось о том, что времени для того, чтобы справиться со страшными последствиями глобального потепления почти не осталось. Доклад был написан коллективом ученых (91 чел.) из 40 стран. В нем говорилось, что мы уже видим последствия глобального потепления на 1 градус Цельсия: экстремальные погодные условия, повышение уровня моря и таяние арктических льдов. И если мы не будем действовать немедленно, станет совсем плохо. Проблема также состоит в том, что вырос уровень выброса углекислого газа, а мировые лидеры, отрицающие катастрофические изменения климата, не утрачивают популярность.

Загадки первобытной истории

Пальма первенства региона, в котором были найдены первые в истории человечества наскальные рисунки, сейчас оспаривается многими странами. В ноябре 2018 года на острове Борнео было найдено изображение дикой коровы – бангенга. Ее датировали 40 тысячами лет. Это приблизительно тот же период, что и резная статуэтка Левенменша (человека-льва), найденная в пещере Хохленштайн-Стадель в Германии. В сентябре 2018 года каменная пластинка с хешированными узорами, сделанными охрой, из пещеры Бломбос в Южной Африке, была датирована 73 000 лет. Все эти древние артефакты свидетельствуют о том, что искусство стало зарождаться в разных регионах по всему миру. При этом речь идет не только о Homo Sapiens. В феврале 2018 года было установлено, что наскальным рисункам с абстрактным изображением коровы и другими загадочными фигурами, которые украшают стену пещеры на испанском побережье Кантабрии, исполнилось 65 000 лет. Единственными людьми в северной Испании в то время были Homo neanderthalensis, попросту говоря, неандертальцы.

Было установлено влияние домашнего скота на экосистему

В начале 2018 года был сделан подробный анализ биомассы млекопитающих на планете. И знаете, насколько шокирующими были выводы ученых? У вас в детстве не было одеяла с красочными изображениями тигров, слонов и кенгуру? Так вот, если бы это одеяло действительно отражало бы реальную картину, то все дикие млекопитающие мира заняли бы только небольшой уголок. Люди и домашний скот (в основном, коровы и свиньи) в настоящее время составляют 96 % биомассы всех млекопитающих. Точно также биомасса домашней птицы (в основном кур) в три раза выше, чем у всех видов диких птиц, вместе взятых.

Прорыв в изучении причин прерывания беременности

Часто женщины страдают от выкидышей или других подобных проблем. Для того чтобы понять, как справляться со всеми этими расстройствами, нужно изучать человеческую плаценту. А это не так просто. Команда ученых из Университета Кембриджа совершила прорыв, создав трехмерный симулятор - органоид - скопления клеток, происходящих из плаценты абортированных плодов. Изучение этой мини-плаценты сделало возможным понимание причин аномалий развития эмбриона, что может помочь многим женщинам.

Прыжок на поверхность астероида

В июне 2018 года космический аппарат «Хаябуса 2» Японского агентства аэрокосмических исследований (Jaxa) подошел к околоземному астероиду Рюгу, который находился на расстоянии около 280 м. На фото со спутника видно странную и красивую ромбовидную скалу, летящую сквозь космос. Но в сентябре 2018 года посадочный модуль приземлился на поверхность Рюгу, выпустив на его поверхность два робота-зонда, и впервые передал фото на землю. «Хаябуса 2» будет собирать образцы горных пород, которые могут пролить свет на происхождение воды и органических соединений (и, возможно, даже жизни) на Земле, но это путешествие будет долгим и рискованным - оно запланировано до декабря 2020 года.

Смертельные болезни возвращаются из-за боязни вакцинации

В этом году наблюдается увеличение заболеваемости такой инфекцией, как корь, что можно было бы предотвратить, если бы не растущий страх перед вакцинацией. Еще в 1960-х годах многие люди были свидетелями катастрофических последствий кори, краснухи и коклюша. Внедрение вакцин значительно снизило заболеваемость, и меньше людей стали болеть. Сейчас мы наблюдаем всплеск таких заболеваний, как корь, из-за пропаганды против вакцинации.

Искусственный интеллект сделался умнее

В 2018 году ученые добились больших успехов в развитии искусственного интеллекта, особенно в области решения сложных проблем. Особенно выделяются две модели: AlphaZero и AlphaFold, от лондонской фирмы AI DeepMind. AlphaZero работает, используя глубокие нейронные сети, и уже научилась превосходно играть в три разные игры - го, шахматы и японскую игру сеги. AlphaFold использует тот же подход, но не для настольных игр, а для решения реальной практической проблемы: прогнозирования трехмерной структуры белков, исходя из генетических последовательностей. Это имеет важные последствия для биологии и медицины.

На шаг ближе к антивеществу

Антивещество создается при радиоактивных распадах и столкновениях частиц, причем создаются всегда равные количества антиматерии и материи. Но если вся материя была создана в результате Большого взрыва, то должно быть и равное количество антивещества. Но где оно? Эксперименты физиков в 2018 году состояли в том, что они собирали антиэлектроны и антипротоны, чтобы произвести и сохранить некоторое количество антиводорода. Это позволит отслеживать антивещество во Вселенной, чтобы объяснить, куда же оно исчезло.

Какими интересными открытиями вы бы дополнили этот перечень?