Маленький "радужный" динозавр, обнаруженный фермером в Китае

Несмотря на грозный, похожий на велоцираптора череп, динозавр размером с утку, которому 161 миллион лет, поражал сияющим, мерцающим и великолепным зрелищем. Новое исследование обнаружило, что на этом представителе фауны были блестящие переливающиеся перья всех цветов радуги.

Удивительная находка

Согласно анализу формы и структуры меланосом существа (частей клеток, которые содержат пигмент), радужные перья блестели на голове, крыльях и хвосте динозавра.

«Сохранность этого динозавра невероятна - мы были очень взволнованы, когда осознали уровень детализации, который смогли увидеть на перьях», - сказал соавтор исследования Чед Элиасон, исследователь докторской диссертации в Полевом музее в Чикаго.

Фермер из провинции Хэбэй, на северо-востоке Китая, обнаружил ископаемое, а Палеонтологический музей Ляонина приобрел находку в 2014 году. Обнаружив его переливчатость и отметив уникальный костный гребень на голове динозавра, исследователи дали ему красочное название - Caihong juji - Мандарин для «радуги с большим гребнем».

Ослепительное открытие

Ученые обнаружили радужность динозавра и его красочную природу, изучив сохранившиеся перья с помощью сканирующего электронного микроскопа (SEM). Невероятно, но анализ SEM показал отпечатки меланосом в окаменелости. Исследователи утверждают, что органический пигмент, который когда-то содержался в меланосомах, давно исчез, но структура клеточных частей выявила первоначальные цвета перьев. Это получилось потому, что меланосомы различной формы отражают свет по-разному. «У колибри яркие, радужные перья, но если взять перо колибри и разбить его на мелкие кусочки, вы увидите только черную пыль, - пояснил Элисон. - Пигмент в перьях черный, но формы меланосом - это то, что создает цвета в перьях колибри, которые мы видим».

По словам исследователей, меланосомы в форме блинов у C. juji совпадают с меланосомами у колибри, что указывает на то, что у динозавра юрского периода были переливающиеся перья.

Цветные перья

Caihong juji - не первый зарегистрированный динозавр с цветными перьями. «Микрораптор», четырехкрылый динозавр, также носил блестящие перья, как сообщала «Живая наука». Но этот вид жил примерно спустя 40 миллионов лет после C. juji, поэтому недавно идентифицированный динозавр - безусловно, самый старый из известных, демонстрирующий радужное оперение.

Caihong juji - также самое старое зарегистрированное животное, имеющее асимметричные перья, которые помогают современным птицам управлять во время полета. Однако, в отличие от современных птиц, чьи асимметричные перья на кончиках крыльев, Caihong juji носил эти изогнутые перья на хвосте. Тот факт, что C. juji, вероятно, не мог летать, привел исследователей к выводу, что динозавр, скорее всего, использовал свои перья для привлечения сородичей и поддержания тепла.

"Эта странная особенность никогда ранее не наблюдалась ни у динозавров, ни у птиц, которые произошли от динозавров, - говорит Син Сюй, научный сотрудник Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Академии наук Китая. - Это говорит о том, что хвостовые перья, возможно, сыграли роль в раннем, контролируемом полете".

Смесь признаков

Но не все особенности Caihong juji совершенно неожиданны. Исследователи утверждают, что некоторые его черты, такие как костистый гребень головы, похожи на другие виды динозавров.

«Эта комбинация признаков довольно необычна, - заявила соавтор исследования Джулия Кларк, профессор палеонтологии позвоночных в Техасском университете в Остине. - На теле этого очень птичьего, пушистого вида находится череп типа велоцираптора».

Эта смесь старых и новых черт является примером мозаики эволюции, когда некоторые части животного эволюционируют, а другие остаются прежними, утверждают исследователи.

Хотелось бы вживую увидеть это искрящееся чудо?