Порой животные человечнее людей! Исследование доказало: серые попугаи жако заботятся о больных сородичах

Африканские серые попугаи оказывают помощь больным сородичам. Такое поведение было задокументировано впервые среди птиц. Проведенный продолжительный эксперимент подтвердил, что жако знакомы с принципами поддержки друг друга и взаимовыручки.

Жако давно известны своим интеллектом

Ученые давно знали, что серые африканские попугаи весьма умные, обладают крупным мозгом и уникальными навыками решения проблем. Но исследователи продолжали задаваться вопросом, имеют ли данные птицы, разделенные с приматами эволюцией длиной примерно 300 млн лет, такие же сложные социальные способности, как помощь друг другу. Corvids, другая группа так называемых интеллектуальных птиц, которая включает в себя воронов и ворон, по настоящее время не продемонстрировала такую способность, говорит Дезире Брукс, биолог из Швейцарского технологического федерального института, расположенного в Цюрихе.

«Попугаи до этого не подвергались проверке, - говорит Брукс. - Таким образом, остался неразрешенным вопрос о том, может ли способность оказывать друг другу помощь активно проявляться внутри птиц».

Эксперимент показал неожиданный результат

Брукс и его напарник Огюст фон Бавария, работающий в Германии, в Институте орнитологии Макса Планка, поместили восемь африканских жако по парам в клетки со стеклянными ограждениями, имеющими отверстия в перегородке, которые позволяли двум птицам взаимодействовать. Затем исследователи обучили попугаев обменивать у человека металлические жетоны на орехи через другие отверстия.

Когда у одного попугая были все жетоны, он помогал своему партнеру, передавая некоторые из них через разделительную стену. Попугаи чаще всего давали больше жетонов знакомым особям, но также помогали птицам, которых они никогда ранее не встречали. Важно отметить, что жако не помогали, если их партнер не имел доступа к экспериментатору.

Попытка объяснить это явление

Такое поведение, описанное в деталях в исследовании, на этой неделе опубликованном в журнале Current Biology, вероятно, является следствием обитания птиц в огромных перемещающихся стаях, где альтруистическая репутация очень полезна.

Кэтрин Кронин, зоолог чикагского зоопарка Lincoln Park, хвалит проведенное исследование за исключение простой игривости в качестве объяснения для передачи жетонов. «Мы можем быть уверены, что серые африканские попугаи рассматривают преимущества, которые получают их партнеры», - говорит Кронин. Она добавляет, что исследование позволяет получить все больше доказательств самоотверженности в животном мире и напоминает нам, что эта черта не уникальна для людей.

А вы считаете, птицы могут быть человечнее людей?