Древние волки, игравшие с людьми, вероятно, эволюционировали в современных дружелюбных собак

Современные научные данные показывают, что ближайшим генетическим родственником домашней собаки является волк. На вопросы о том, как происходило приручение древних волков и каковы были причины этого процесса, дать однозначный ответ непросто. Однако последние исследования приводят ученых к все более определенному выводу, что первый шаг к новым отношениям сделали вовсе не люди, а предки собак.

В новой статье, опубликованной изданием Biology Letters, группа биологов во главе с Никласом Кольмом из Стокгольмского университета рассматривает в качестве ключевого фактора приручения важную поведенческую особенность собак – игривость, дружелюбие и доверчивость. По мнению ученых, именно благодаря этим качествам, отличающим собаку от волка, у доисторических охотников появился надежный четвероногий друг.

Охотники-конкуренты

Домашняя собака происходит не от современного волка. Предком обоих видов был плейстоценовый волк, обитавший бок о бок с людьми на самых различных ландшафтах в эпоху последнего оледенения. Разделение линий, приведших к образованию очень близких, но все-таки уже различных видов, происходило, по данным генетических исследований, в период от двадцати до сорока тысяч лет назад в нескольких районах как на западе, так и востоке Евразии.

Но самые первые предки собак еще не были настоящими друзьями человеку. Дело в том, что человек и волк, как два наиболее эффективных хищника, населяющих одну территорию и конкурирующих за одну и ту же добычу, издавна были непримиримыми врагами. Поэтому распространенные прежде представления о выхаживании людьми осиротевших волчат не выдерживают критики.

Не менее сомнительна и гипотеза о том, что человек приручил волка, чтобы иметь помощника на охоте – сообщества палеолитических людей отлично справлялись с добыванием пищи без ассистентов, которые к тому же сами обладают завидным аппетитом и не любят делиться добычей. Более того – волк и в исторические времена воспринимался человеком как конкурент, что привело к практически полному истреблению этого вида во многих странах.

Кто кого приручил?

Если соперничество было столь непримиримым, как же могли возникнуть доверительные отношения? Ученые уверены: причина в том, что волки конкурентную борьбу с человеком в целом проиграли. А между тем свалки костей и пищевых остатков, неизбежно сопровождавшие стоянки первобытных охотников, разумеется, привлекали животных. И доступ к этим источникам пищи получили наименее агрессивные особи, как правило, в своих популяциях являвшиеся аутсайдерами.

Чтобы не стать жертвой человека, этим животным пришлось проявить изобретательность, демонстрируя свое дружелюбие и безвредность. Преимущество в борьбе за аппетитную косточку получили те животные, которые более других были склонны к игривому поведению, свойственному скорее детенышам, чем взрослым особям: они могли вызвать у суровых охотников скорее любопытство, чем агрессию.

Давай поиграем!

Шведские исследователи проанализировали особенности поведения собак различных пород. 132 породы были сгруппированы по функциям, среди которых различались пастушеские, охотничьи, сторожевые, рабочие (например, хождение в упряжке), собаки-компаньоны, декоративные собаки.

Ученые ввели данные о генетике этих пород в компьютерную эволюционную модель, которая прогнозировала наличие и степень игривости у представителей той или иной породы. В качестве критерия исследователи рассмотрели готовность собаки к игре (например, к перетягиванию каната) с незнакомым человеком.

Затем ученые подключили данные, собранные национальным Клубом собаководства более чем по 89 тысячам животных, принадлежащих к исследуемым породам. Выяснилось, что наибольшей активностью в играх отличаются пастушеские собаки (овчарки), а наименьшей – декоративные, такие как мопсы и папийоны. Удивительно, но животные бойцовских пород, например, стаффордширские терьеры, тоже оказались весьма игривы.

Однако наиболее интригующим стало открытие, относящееся к африканской охотничьей собаке басенджи. История этой породы уходит в глубокую древность: басенджи известны не только по древнеегипетским изображениям, но и по наскальным рисункам, сделанным около 6000 года до н. э. в Ливии. Эти собаки (кстати, они не умеют лаять) также продемонстрировали достаточно высокую игровую активность.

Конечно, неизвестно, ведут ли себя сегодняшние басенджи так же, как ранние собаки. Но сочетание древней истории породы и ее игривости может указывать на то, что люди очень долгое время разводили собак во многом ради развлечения, говорят авторы исследования. «Готовность собаки играть с нами, вероятно, была важна для нас на протяжении всего процесса приручения», – резюмирует руководитель исследования Никлас Кольм.

Игра службе не помеха

Итак, все началось с развлечения, которое предложили человеку наиболее доверчивые особи древних волков. Охотники позднего палеолита приняли игру и, как показывает дальнейшая история, не прогадали. Новый друг оказался превосходным часовым, помогая охранять стоянку от своих более агрессивных вчерашних сородичей и других любителей поживиться отходами.

Впоследствии, доказав свою преданность, он стал и хорошим подспорьем на охоте. Когда же человек начал разводить скот, собака оказалась поистине незаменимым помощником в хозяйстве – пастухом и защитником стад.

А игра не потеряла своей значимости – напротив, стала потребностью и для человека, и для собаки. Известно, что владельцы собак смеются чаще, чем владельцы кошек. Наши четвероногие друзья тоже умеют улыбаться и понимают жесты, движения глаз и настроение хозяина, на что далеко не всегда способны наши ближайшие человекообразные родичи – шимпанзе.

Благодаря игре наши далекие предки сблизились с предками собак. В результате выиграли и те и другие, что доказывает: в контексте эволюции игра – дело серьезное.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам импонирует игривость собак?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.