Его принципы были новаторскими для XIX века, а что можно сказать о них сегодня? 10 правил Льва Толстого по воспитанию детей

Лев Толстой – не только знаменитый писатель и общественный деятель. Еще это педагог с большой буквы. Ему удалось открыть собственную школу и обучать крестьянских детей по собственной новаторской методике. Некоторые правила, которые внедрил Лев Толстой, вполне можно было бы применять и сегодня.

Каждый ребенок — это индивидуальность

Лев Толстой считал, что каждый ребенок – это индивидуальность, которую не нужно портить воспитанием. Взрослые приучают детей к определенным правилам, тем самым загоняя их в рамки. Ребенок не может выбирать, чем ему заниматься. Он делает только то, что ему говорят. В результате маленький человек не развивает свои таланты.

Можно ли применять такое правило в современном обществе? Использовать его можно только отчасти. Ребенок должен знать, что у него есть обязанности. Нужно убирать игрушки за собой, посещать школу, уважительно относится к окружающим. Вместе с этим взрослые должны учитывать интересы детей. Девочка не хочет заниматься танцами, но ей нравится рисовать? Не проблема! Пусть занимается. Возможно, из нее вырастет талантливая художница.

Детей нельзя наказывать

Отмена любых наказаний стала новаторством в школе Льва Толстого в 19 веке. Педагог считал, что физическое насилие неуместно. Более того, детей нельзя наказывать даже неприятными словами и запретами.

Такого мнения придерживаются и современные педагоги. Невозможно заставить ребенка сделать что-то. И тем более нельзя его наказывать, если делать он чего-то не хочет. Это лишь развивает психологические комплексы у ребенка. Нужно сделать так, чтобы у него появился интерес к выполнению задания.

Взрослым нельзя скрывать свои недостатки

Родители хотят обучить своих детей только лучшему. Из-за этого они часто скрывают свои недостатки от сыновей и дочерей. Но дети бывают очень проницательными. Они могут легко уличить взрослых в обмане. Лев Толстой считал, что детям нужно рассказывать все. Есть недостатки? Не беда. Можно подумать, как от них избавиться, вместе с ребенком.

Учить детей тому, что пригодится в жизни

Лев Толстой считал, что детей нужно учить только полезному. Чтобы получить аттестат, детям нужно было изучать теорию, которая никак не влияет на дальнейшую жизнь. Церковные науки, латынь, философия – все эти знания не приносят никакой пользы. Более того, специалист считал, что дети самостоятельно должны выбирать предметы для изучения.

От наук, перечисленных выше, в современном школьном образовании отказались. Но многие ненужные предметы все еще изучают.

В детях нужно воспитывать самостоятельность

Педагог Лев Толстой отмечал, что крестьянские дети гораздо лучше готовятся ко взрослой жизни, растут более самостоятельными. Связано это с тем, что им с раннего детства приходится справляться со своими нуждами. Их родители много времени проводят за работой. Самостоятельность – важное качество, которое следует прививать с детства.

В современном обществе это правило также работает. Если предоставлять детям самостоятельно решать свои проблемы, они вырастают приспособленными к жизни взрослыми.

Ребенок должен высказывать свое мнение

Ребенок – это личность со своими интересами, претензиями и недовольством. Каждый человек имеет право высказывать свое мнение. Нужно детям предоставлять такую возможность. В школе Льва Толстого дети могли высказывать свое недовольство по поводу тех или иных моментов обучения. Все проблемы обсуждались и получали решение.

Развитие воображения

Лев Толстой понимал, что для получения качественных знаний по предмету ребенку недостаточно изучения скучных книг. Ученик должен проявлять интерес к обучению. Важная часть образовательного процесса – развитие воображения. Ребенка не стоит учить, используя определенную методику. Важно направить маленького человека в нужное русло, дать ему толчок. Он сам будет обучаться, если включит фантазию.

Обучать ребенка нужно понятно

Толстой считал, что информацию нужно преподносить в понятной для детей форме. Нужно делать так, чтобы каждый ребенок без исключения адекватно воспринимал информацию. При этом опираться нужно не на «сильных», а на «слабых».

Такое правило, к сожалению, сегодня работает не во всех учебных учреждениях. Отстающим детям приходится нанимать репетиторов.

Учитель должен оставаться человеком

Учитель для детей – это не только педагог, преподносящий сухую информацию по предмету. В первую очередь, это человек со своими эмоциями и особенностями поведения. Ребята повторяют за взрослым. Поэтому педагог обязательно должен быть человечным и добрым. Умение сострадать – очень хорошее качество для учителя. В современном мире таких педагогов можно встретить далеко не во всех школах.

Взрослые должны всегда совершенствоваться

Дети полностью подражают своим родителям. Поэтому взрослым в первую очередь нужно заняться не воспитанием своих чад, а собственным совершенствованием. Ребенок будет повторять поступки родителей. Кем малыш вырастет, зависит от взрослых.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие правила вы используете в воспитании своих детей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.