Как эмоции заставляют нас тратить больше денег

Подписаться Редактировать статью

Наверняка вы слышали об уловках, которые заставляют вас тратить больше денег во время покупок. Например, если вы приходите в супермаркет после рабочего дня и голодны, то не сможете удержаться от покупки лишней шоколадки, проходя мимо стеллажей со сладостями. Особенно это касается вредной еды — чипсов, соленых орешков, сухариков, "Сникерсов" и прочего — эта еда наиболее привлекательна в плане импульсивных покупок.

Также вы слышали о том, что мерчендайзеры выставляют на полках, которые находятся на уровне глаз клиентов магазина, самые дорогие товары. Такие же товары, но подешевле, располагаются на полках выше, а самые недорогие — на самых нижних полках. При этом качество этих товаров не хуже. Полки, которые находятся на уровне наших глаз, называют золотыми. Угадайте, почему?

Кто подвержен эмоциональному расточительству?

А знаете ли вы, что человек может потратить больше или меньше денег, чем планировал, в зависимости от своего настроения?

Если вы находитесь в подавленном состоянии, вам легко уговорить себя, что вы заслужили ужин в ресторане и вон ту пару дорогих туфлей. А еще вот эту бутылочку Moet & Chandon.

А если вы счастливы и безмятежны, вы способны с легкостью экономить денежные средства. Ведь вы уверены, что в состоянии контролировать не только свои финансы, но и всю жизнь.

Понимание того, как ваши эмоции влияют на содержимое кошелька, поможет вам принимать осознанные решения в плане расходов.

Почему люди тратят деньги на ненужные вещи

Часто мы рационализируем наши расходы. Мы можем убедить себя, что вправе тратиться на прихоти, потому что мы упорно и тяжело работаем, мы устали или напряжены.

Однако если мы начнем рассуждать таким образом слишком часто, то собьемся с курса и забудем о главной цели, ради которой копим деньги.

Если мы отказываемся смотреть на свои расходы честно и трезво, то будем продолжать принимать неверные финансовые решения. Вместо того чтобы лгать себе, оправдывая ненужные траты, надо изменить мышление и делать покупки не импульсивно, а осознанно.

Люди, которые совершают импульсивные покупки под влиянием плохого настроения, называются эмоциональными расточителями.

Итак, если вы признали, что тоже принадлежите к числу эмоциональных расточителей, вам нужно научиться различать свои реальные потребности и импульсивные "хотелки".

Враги нашего кошелька — у нас в голове

Кроме рационализации эмоциональных покупок, есть и другие способы, при помощи которых мы убеждаем себя тратить деньги на ненужное.

1. Мы покупаем дорогие вещи, чтобы произвести впечатление на других (порой незнакомых нам) людей. Дни, когда наша уверенность в себе на нуле — самые рисковые в плане необдуманных приобретений.

2. Часто мы покупаем ненужные вещи, которых у нас не было в детстве, но очень хотелось. Как насчет велосипеда, который теперь пылится на балконе?

Решаем проблему эмоционального расточительства

Что нужно делать, чтобы спасти свой счет в банке от эмоционального расточительства?

  • Признайте наличие этой проблемы.
  • Возьмите за привычку не обращать внимания на рекламу любого рода — в телевизоре, радио, журналах. Отпишитесь от всех рекламных рассылок, которые поступают вам на электронную почту.
  • Старайтесь не поддаваться искушению, будьте осознанными, учитесь контролировать свои эмоции, увидев на распродаже любимые духи покойной бабушки, которые напоминают вам о детстве.
  • Возьмите за правило брать тайм-аут на обдумывание крупной покупки. Даже если у вас есть нужная сумма и вы можете выложить ее здесь и сейчас, дайте себе хотя бы 2 недели на обдумывание. Попытайтесь проанализировать, зачем вам это нужно и как сильно вам это нужно. Не стесняйтесь задавать себе вопросы. Например, «Может быть, я хочу то пальто от "Макса Мары" не потому, что оно удобное и теплое, а для того, чтобы утереть нос Наташке с третьего этажа?» или « Если я куплю тот "Порше", я точно докажу своему отцу, что я не неудачник?» и т. д.
  • Наклейте на кошелек стикер с фразой «Тебе это точно нужно?»
  • При походе в супермаркет за недельными закупками непременно имейте при себе список того, что необходимо купить. Этот способ слишком прост, но очень действенен.

А на кассе... так и быть, за то, что вы купили все в точности по списку, можете наградить себя шоколадкой!


Главный курс
Наука
Экзотические места
Журналистика
Знаменитости
Знаменитости